В 1920-х годах, на первоначальном этапе создания стиля, который порою называется "джаз-модерн", ювелиры зачастую использовали такие материалы, как эмаль, хром, стекло и пластмасса, и отдавали предпочтение ярким краскам. Но очень скоро они осознали, что послевоенному "потерянному поколению" необходима иллюзия благополучия, которую давали только золото, платина и самые красивые природные камни. Многие люди уже на собственном горьком опыте убедились в том, каким спасительным финансовым источником в трудные времена могут стать драгоценности - к тому же они долгое время были лишены их.
Это очень хорошо понимали ювелиры Дома Картье, всегда являвшиеся приверженцами использования в украшениях самых роскошных камней. Ещё перед Первой мировой войной Луи Картье, возможно, первым среди ювелиров почувствовал новые веяния в искусстве и начал стилизовать любимые им мотивы разнообразных гирлянд, придавая им геометризированный характер. Его произведения 1920-1930-х годов наглядно демонстрируют основные этапы развития нового стиля.
На первом этапе Картье отдавал предпочтение гармоничным композициям и простым ясным формам. Первоначально это были круг или сегмент, поскольку он считал, что именно эти геометрические фигуры больше всего подходят для украшений, предназначенных женщине. Позднее он обратился и к другим геометрическим формам: квадрату, прямоугольнику, реже ромбу. Украшения с простым и чётким силуэтом, выполненные из оникса, горного хрусталя, нефрита, кораллов или перламутра, он декорировал бриллиантами и другими драгоценными камнями, тонко подбирая их изысканную цветовую гамму.
Но довольно скоро ювелиры Дома Картье отказались от ярких цветов и стали инициаторами появления так называемого стиля "белый ар деко". Строгие геометрические формы их украшений оживляли контрастные сочетания белой платины и бриллиантов с чёрным ониксом или чёрной эмалью. На основе этой выразительной оптической игры чёрных и белых пятен был создан своеобразный мотив, получивший название "шкура пантеры". Этот мотив нашёл применение при создании оригинальных брошей в виде пантер или украшений для причёски, его использовали и при оформлении наручных часов. Период "белого ар деко", пожалуй, оказался не только наиболее плодотворным в деятельности фирмы, но и наиболее важным для становления нового стиля в целом.
( по И.В.Шаталовой ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий