четверг, 3 марта 2022 г.

Родонит ( восемнадцатое упоминание ).

     История добычи и обработки родонита, изготовление из него изделий - это и история развития камнерезного дела на Урале. Архивные документы XVIII - XIX веков частично восстанавливают картину разработки месторождений камня, которая велась с применением примитивных орудий труда и инструментов, с колоссальными затратами физической и нервной энергии. Правительством предписывалось " стараться добыть сколь возможно большие куски орлеца и для этого вести работы осторожные, чтобы не раздроблять каменьев в месторождении, а обойдя его, по возможности, с нескольких доступных сторон добычею посторонних окружающих пород кварца, марганца и проч., приготовить монолиты орлеца для отторжения от месторождения, к которому и приступить под надзором благонадёжного мастера". 

     Несовершенный инструмент, тяжёлый отупляющий труд, примитивная организация работ, нередко с нарушением элементарных основ соблюдения безопасности...

     В 20-х годах XVIII века на Урале были изготовлены первые изделия из твёрдых пород и минералов. Полировали и гранили кварц, сердолик, мурзинские топазы, липовские турмалины. Появились первые поделки из цветных камней: малахита, родонита, яшмы, лиственита, агатов; искусно выполненные "горки" минералов, натюрморты, накладки из камней.

     Вырезывание фруктов и ягод из разных твёрдых минералов - так называемая объёмная мозаика - было особой специальностью екатеринбургских кустарей. В своих работах они достигали порой высокого технического совершенства. Здесь и белая смородина, выточенная из кварца, и малина, изготовленная из родонита ( ягоды разной степени зрелости выполнены из соответственно подобранных по густоте тона камней ), вишня из дымчатого хрусталя, листья - из змеевика. Обращает на себя тщательность, с которой изготавливалась каждая ягода. Для придания, например, максимума сходства белой смородины с натуральными ягодами каждая из них сделана "с выемкой нутра", при этом на внутренней стороне полости ягоды прорезаны бороздки, похожие на прожилки натуральной ягоды. Т.е. в рядовом произведении проявляется наблюдательность, художественное чутьё, талант в большинстве своём оставшихся неизвестными мастеров-камнерезов, стоявших у истоков уральского камнерезного дела. "Сколько было на свете людей, которые считали себя только "ремесленниками", - писал В.В.Стасов, - а на самом деле были настоящими художниками и проявляли в своих маленьких, на вид маловажных созданиях бездну таланта, вкуса, творчества".

     В старом Екатеринбурге такие изделия ценились весьма высоко. В 1910 году стоимость пресс - папье с накладкой ягод и фруктов из твёрдого камня доходила до пятисот рублей, тогда как гладкое яшмовое пресс-папье стоило лишь два - пять рублей.

     Начало развития камнерезного дела на Урале было вызвано общим подъёмом жизни российского государства в царствование Петра I. Царь задался целью не только поднять хозяйство и мощь России, но и продемонстрировать этот подъём художественными способами. Было решено украсить новую столицу Санкт-Петербург всеми возможными средствами, и, в первую очередь, монументальными сооружениями, прекрасными зданиями, палаты которых следовало "убрать цветными каменьями".

     Но для того, чтобы воздвигать колонны и обелиски, вырезать из цветного камня детали каминов, облицовывать каменными плитами стены дворцов и зданий и украшать их канделябрами и вазами, требовалось создать настоящую культуру камня.



( по А.И.Голомзику ).

Комментариев нет:

Отправить комментарий