Итак, признаётся функционирование печати в качестве средства магии. Однако, необходимо рассмотреть, что делает возможным такое функционирование, каковы источники магической силы, заключённой в печати, и как именно эта сила реализуется в процессе её ( печати ) использования.
Печать ( как и любой другой предмет в синкретической культуре - "вещь - космос" ) могла выступать и выступала как знак в процессе ритуала, посредством которого устанавливаются связи с миром сверхъестественного. Однако, вера в сверхъестественное включает в себя не только представления о высших существах, но и веру в сверхъестественные свойства реальных объектов, сверхъестественные связи и отношения между явлениями и предметами, и, как следствие, - веру в возможность пользоваться этими связями, свойствами и отношениями, что уже выходит за пределы сферы ритуала и является задачей магии. Следует отметить, что при таком подходе существующая проблема отношений магии и религии - дихотомия или континуум - должна решаться в пользу последнего: магия оказывается неотделима от религии, так как основывается на тех же посылках ( вот только задачи у них, как будет показано, оказываются различными ). Как и в повседневной жизни, в магии используются возможные закономерности и причинно-следственные связи; при этом действия человека, направленные на достижение некой индивидуальной цели ( "точечное воздействие" ), должны восприниматься как магические лишь в том случае, если у исполнителя появляется вера именно в сверхъестественную связь между совершаемым действием и желанной целью.
Проявление сакральных печатей, связанных с ними представлений может дать анализ ритуального комплекса, в которых они ( печати ) встречаются in situ. Таким комплексом, в котором сочетаются основные мифологические представления древней культуры, будут прежде всего погребения. В частности, Д.Постгейт, опубликовавший результаты раскопок погребений Раннединастического периода в Абу-Салябихе, сообщает о находках рядом со скелетами печатей и камней-амулетов, располагавшихся в непосредственной близости от тела, в большинстве случаев на уровне пояса или в нижней части; только в одном случае печать лежала около лица. Аналогичное расположение печатей на поясе в погребениях культуры Намазга описывал и В.М.Массон. Это может объясняться практикой ношения печатей и других амулетов на поясах. В целом ряде случаев отмечается ношение печатей в составе бус и ожерелий: в Тепе-Гияне на груди погребённого найдено ожерелье из пастовых бусин, в состав которого входила каменная цилиндрическая печать, в Гиссаре в захоронениях - до 30-ти штампов, в определённом порядке расположенных у груди и рук покойного; в погребениях культур Мургаба печати находили близ челюстей костяков.
Примечательно, что в Гиссаре и Шахри-Сохте печати в женских погребениях и по общему количеству находок, и по количеству экземпляров в отдельных захоронениях преобладают над аналогичным инвентарём в мужских могилах. Е.В.Антонова объясняла преимущественную принадлежность печатей женщинам, во-первых, статусом последних как хранительниц семейной собственности, родовых отношений и традиций и, во-вторых, магической связью данных артефактов с идеей потомства, продолжения рода; таким образом, печать выступает как талисман, предназначенный обеспечить покровительство высших сил деторождению. Это подтверждается практикой ношения печатей на поясе, в непосредственной близости от чрева и гениталий, и традиционном расположении их в средней или нижней части тела в погребениях.
( по Е.И.Кононенко ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий