Совсем по-новому в современных ювелирных украшениях зазвучал и так называемый русский модерн, который некоторые специалисты отождествляют с неорусским стилем. Работая в этом направлении, ювелиры, как правило, не следуют по пути создания модных ремейков, как порою происходит в современной музыки или в других видах искусства. В их произведениях можно уловить лишь отзвук ушедших стилей, проявляющийся в образном строе некоторых украшений, в их пластике, в рисунке отдельных деталей или в колорите.
Интересное воплощение в творчестве современных ювелиров получил и стиль ар деко. В силу исторических причин большая часть российских художников-ювелиров не была знакома с художественными тенденциями, определявшими развитие европейского ювелирного искусства в 1920 - 1930-х годах, в том числе и с блестящим искусством ар деко. К тому же ювелиры долгое время были лишены возможности свободного творчества, и им приходилось создавать украшения только в соответствии с традиционными представлениями, уходящими корнями в классическое или народное искусство.
Уже в первых произведениях, выполненных с применением приёмов ар деко, вместо характерных для этого стиля сложных орнаментальных построений, появились ясные, хорошо читаемые композиции. Зачастую в современных украшениях чёткие, геометрически выверенные линии бриллиантов могут декорировать не плоские двухмерные формы, как в работах французских ювелиров 1930-х годов, а пластически разработанные выпуклые элементы изделий либо компоноваться таким образом, что они создают стилизованные изобразительные мотивы.
Как и их предшественники, современные ювелиры много занимаются созданием украшений, в которых используются изобразительные мотивы. Темы различны, но, конечно, преимущественно это "классика" - цветы и животные. Методы их трактовки имеют весьма широкий диапазон - от натуралистического, максимально точного воспроизведения объекта изображения до предельно стилизованного, сохраняющего лишь некоторый намёк на него. В последние годы такие украшения, независимо от характера трактовки изображения, зачастую относят к так называемому "экостилю" ( экологическому стилю ).
Большой интерес представляют также работы, в которых используются персонажи фольклора. Порою при создании таких драгоценных эмалевых миниатюр художники обращаются к художественным стилям, более характерным для живописи и скульптуры, в частности, к экспрессионизму. Для обозначения стилистики украшений с фольклорными мотивами иногда применяют термин "фолькстиль".
Мода последних десятилетий возродила увлечение всевозможными ожерельями и бусами. Бесспорным лидером среди них являются жемчужные ожерелья, но большой популярностью пользуются и красочные бусы из драгоценных и полудрагоценных камней, которые ювелиры дополняют эффектными золотыми и серебряными деталями. Такие украшения чаще всего относят к "экостилю".
( по И.В.Шаталовой ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий