вторник, 14 июня 2022 г.

Каменная палитра Московского метрополитена ( шестое упоминание ).

           ПОСЛЕВОЕННЫЙ   СОВЕТСКИЙ   ПЕРИОД   1946 - 1957 гг.

     Одной из красивейших в мире станций метро наряду с "Маяковской" является станция "Комсомольская", открытая на кольцевой линии в январе 1951 года. В проектировании станции участвовал коллектив известных архитекторов, возглавляемый академиком А.В.Щусевым: В.Д.Кокорин, А.Ю.Заболотная, В.Варварин, О.Великорецкий и др. Мозаичные панно выполнены по эскизам известного художника Павла Корина.

     В архитектуре и декоративном оформлении "Комсомольской" - одной из первых послевоенных станций - в высшей степени проявились главные особенности сталинского имперского стиля: величественность, классицизм в сочетании с ампиром и барокко. Стиль величественной станции - это гимн Победе нашей страны в самой жестокой войне за всю историю России. Об этом художественными средствами рассказывают восемь больших мозаичных панно из цветной и золотистой смальты, которые украшают свод станции. В торцовой части станции на родонитовом фоне изображён мозаичный золотистый герб СССР, увитый венком из офиокальцита. В боковых частях арочного свода расположены 16 смальтовых мозаик, символизирующих воинскую доблесть. Чтобы подчеркнуть яркие цвета золотистой смальты, для фона выбран родонит тёмно-красных тонов, который придаёт торжественность всей композиции. Макет станции "Комсомольская" кольцевая заслуженно получил "Гран-При" на всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году как шедевр архитектуры. 

     Все станции кольцевой линии метро являются архитектурными шедеврами. Особым национальным колоритом отличаются станции "Белорусская" кольцевая ( 1952 г. ) и "Киевская" ( 1954 г. ). Станция "Белорусская" ( архитекторы И.Г.Таранов, Н.А.Быкова, Э.Ф.Абрамова, А.А.Марова, Я.В.Татаржицкая") = это музей белорусской истории и культуры. Декор станции выполнен в национальном колоритном орнаментальном стиле. Двенадцать мозаичных панно рассказывают посетителям о жизни Белоруссии. В работах использовались цветные камни: офиокальцит, лазурит и цветные мраморы.

     Тема Победы присутствует во всех послевоенных стациях. На станции "Смоленская" ( 1953 г., архитекторы И.Е.Рожин, Г.П.Яковлев ) мозаика выполнена с применением розово-красного родонита, бордово-красного, жёлтого и чёрного мрамора и зелёного офиокальцита. Использовались также цветные эмали, стекло и смальта. Круглый зал павильона станции завершается высоким куполом, который окантовывается мозаичным фризом. Центральная часть фриза выполнена большой мозаикой изображающей орден Победы на фоне красных знамён, в обрамлении гвардейских лент, лавровых и дубовых венков. Орден выполнен из цветной смальты и стекла, а знамёна из уральского родонита в сочетании с красным мрамором Салиэти. Лавровые и дубовые венки выполнены из офиокальцита, а гвардейские ленты - из жёлтого и чёрного мрамора. На фризе присутствуют также парные мозаики с изображением орденов Красной Звезды и символическое совмещение меча, щита и надписи 1812 год, напоминающей о другой русской победе.

     Для послевоенного периода характерно широкое использование красного мраморизованного известняка Салиэти - великолепного декоративно-облицовочного камня, придающего торжественность архитектурным сооружениям метро. Таковы станции "Арбатская", "Павелецкая", "Фрунзенская". Одна из самых ярких станций, где этот благодатный красный камень проявил свои декоративные свойства наиболее широко, - станция кольцевой линии "Краснопресненская". Красный мрамор Салиэти насыщен фауной юрского времени. Для любителя палеонтологии: этот камень - просто клад.

     В середине 50-х годов в связи с идеей проведения в Москве Всемирного фестиваля молодёжи и студентов возникла необходимость в ускорении строительства линии метро к новому зданию Московского Университета и строящемуся спортивному комплексу в Лужниках. Архитекторы института "Метрогипротранс" М.П.Бубнов, А.С.Маркелов и др. в содружестве с мостостроителями предложили уникальный проект: возвести станцию метро над Москвой-рекой, встроив её в двухярустный мост. Станция получила название "Ленинские горы". И хотя эта первая в мире станция-метромост над рекой была сдана несколько позже, она сыграла огромную роль в организации движения в этом районе Москвы и проведении спортивных состязаний союзного и международного значения. Станция прослужила в условиях интенсивной эксплуатации до 1986 года.

     В 2002 году после кардинального переустройства станция вновь открылась для пассажиров, но уже под новым названием "Воробьёвы горы". Вестибюли станции украсились ярким зелёным мраморизованным серпентинитом "Нью Верде Гватемала" в сочетании с белым мрамором Коелги, которые придали просторным залам современный нарядный вид. Выход в сторону Воробьёвых гор и МГУ с внешней стороны облицован необычным коричневато-бежевым гранитом с светлыми иризирующими вкрапленниками полевого шпата, придающими некоторую загадочность этому камню.



( по Е.П.Мельникову и др. ).

Комментариев нет:

Отправить комментарий