понедельник, 27 июня 2022 г.

Каменная палитра Московского метрополитена ( седьмое упоминание ).

          СОВЕТСКИЙ   ПЕРИОД   АРХИТЕКТУРНОГО   МИНИМАЛИЗМА   1957 - 1975 гг.

     С 1957 года года в строительстве московского метрополитена начинается период упрощённого подхода к архитектуре и художественному оформлению подземных станций ( привет Н.Хрущёву ). Но и в эти годы на некоторых станциях используются такие недорогие цветные камни, как серпентиниты. Например, уральскими серпентинитами ( змеевиками ) отделаны целые колонны станции "Преображенская площадь", пилоны станции "Алексеевская" и колонны при выходе из станции "Профсоюзная". 

     Но и в эти годы архитекторы умудрялись выбирать новые и необычные камни. Неожиданное великолепие придал экзотический мраморизованный известняк месторождение Молити простой с архитектурной точки зрения станции "Речной вокзал". Просто трудно не обратить внимание на этот замечательный камень. 

     Огромную роль  в строительстве и декоративном оформлении станций московского метрополитена сыграли два крупных месторождения цветных мраморов: Газганское в Узбекистане и Буровщина в Забайкалье. Камнем из этих месторождений буквально "одеты" более половины всех станций, построенных в 1970 - 1990 гг. Порой, может показаться, что архитекторы переусердствовали в использовании этих камней. Но это только кажется. На самом деле, разнообразие цветов в каменной палитре этих месторождений поразительно. 

    Газганские мраморы отличают преимущественно светлые, можно сказать, нежные цвета от тёплого светло-бежевого или бледно-жёлтого до буровато-жёлтого. Иногда в камне присутствуют серые размытые пятна светлых тонов до тёмно-серого цвета. При этом в облицовочных панелях нередко можно увидеть самые разные фантазийные рисунки, которые дают право выделять такие разновидности газганского мрамора как декоративно-облицовочный материал. Газганский мрамор поставлялся Метрострою с военного времени до начала 90-х гг. Станции метро "Бауманская", "Чеховская", "Кузнецкий мост", "Китай-город" и "Серпуховская" - наиболее интересные и представительные из "газганских".

     Цветной мрамор месторождения "Буровщина" также сыграл большую роль в оформлении   метрополитена. Первые станции, облицованные цветными мраморами этого месторождения, были построены на Таганско-Краснопресненской линии. Текстура камня полосчатая, похожая на гранито-гнейсы. Цветные зернистые мраморы отличаются многообразием цветовых оттенков. Смесь основного розового цвета с жёлтым и оранжевым даёт самые разные цветные вариации, которые усложняются присутствием включений тёмно-зелёной слюды флогопита и чёрно-зелёного диопсида. Наиболее выразительные станции, оформленные мраморами месторождения "Буровщина" - станции "Третьяковская", "Марксистская", "Баррикадная" и "Сходненская".



( по Е.П.Мельникову и др. ).

Комментариев нет:

Отправить комментарий