Полтора века назад в Екатеринбурге возникло новое для Урала ремесло - художественная обработка гипса. Гипс гипсу рознь. Один - обычный, другой - нет. К примеру, сравнительно редкий волокнистый гипс. Он состоит из тонких асбесто- или нитевидных плотно сомкнутых параллельных кристаллов. Этот камень шелковист, переливчат, богат тончайшими оттенками медового цвета. Будучи обработан становится особенно красив переливами цвета и света, напоминающими "тигровый глаз". Именно этот гипс привлёк в первую очередь внимание камнерезов.
Новый промысел складывался на фоне богатого наследия екатеринбургских яшмоделов, малахитчиков, мраморщиков. Соседство рождало сомнения: как-то заживёт на этом фоне непрочный, неброский, недорогой камень, найдёт ли он себя, понравятся любителям или нет скромные его достоинства?
В учёном мире конца XIX века, как в России, так и за рубежом, волокнистый гипс знали под именем фиброзного гипса ( от лат. фибросум - волокнистый ). В Екатеринбурге его назвали "селенитом": могла сказаться присущая восприятию уральских камнезнатцев метафоричность, но скорее всего коммерческая смётка побудила первых торговцев фиброзным гипсом прибегнуть к античным котурнам и звучным именем чуть-чуть "приподнять" недорогой и немодный камень, выделить его среди камей-конкурентов. Так или иначе, но с лёгкой руки уральцев прохладный, шелковистый блеск волокнистого гипса с того времени ассоциируется с таинствами языческой богини Луны Селены.
( по В.Б.Семёнову ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий