Древний месопотамский сборник снотолкований ( "сонник" ) перечисляет, в том числе, и возможные инциденты с различными печатями ( сделанными из разных камней, кости, с различными изображениями, с именем человека ), например: Если во сне кто-либо даст ему печать с его именем, он получит имя и потомка; Если он положит печать, а кто-либо заберёт её, либо его дочь, либо его сын умрёт; Если он положит печпть со своим именем, а кто-либо заберёт её, его сын умрёт.
Утрата печати во сне связывалась с угрозой прекращения рода, а её получение означало обретение потомков. Таким образом, печать в представлении жителей Месопотамии воспринималась как знак родовой преемственности ( причем характерно такое восприятие не только для Месопотамии - достаточно вспомнить библейскую историю Фамари, для которой печать, посох и перевязь Иуды, брата Иосифа, оказались гарантией признания им отцовства ( Быт.38: 18-25 )).
Одновременно с резными печатями существовали предметы, имитировавшие по форме пинтадеры ( реже цилиндры ), но лишённые вырезанного изображения и как результат этого - возможности тиражирования оттисков ( так называемые псевдопечати ). Помимо декоративной функции, которую такие имитации выполняли в качестве бусин и подвесок, они также служили в качестве апотропеев: сакральное значение имела уже форма предметов.
Особые свойства печать могла приобретать и на уровне материала, которому приписывались какие-либо охранительные качества, например: Печать из гематита предвещает, что человек лишиться всего, что приобрёл; Печать из лазурита - что он обретёт власть и его бог будет радоваться; Печать из хрусталя - он умножит богатства, и имя его будет благим; Печать из зелёного мрамора предвещает, что до самой смерти удача будет ему способствовать и т.д.
( по Е.И.Кононенко ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий