СОТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ. Экзистенциализм, исповедуемый неофициальной культурой на рубеже 1960 - 1970-х годов в ювелирном деле способствовал разработке оригинальной концепции камерного искусства. Особая атмосфера творческой мастерской передаётся зрителю, обогащая его даром сотворчества. Эта эстетическая чувственность позволила художникам определить самый важный фактор для качественного переосмысления ювелирного украшения как пространственного объекта, пластически связанного с телом человека, и только через него с окружающим предметным миром. Отсутствие такого контакта воспринимается как отсутствие бытия произведения в целостной системе - предметная форма украшения - живая скульптура фигуры человека.
КОНЦЕПЦИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. Концептуализм имел особое значение для развития конструктивно-пластического направления в ювелирном искусстве; привнёс в искусство смещение художественных задач и целей в сторону исследовательской деятельности по выявлению причин и предпосылок возникновения искусства при столкновении творческой и реальной действительности. Именно эти идеи привели ювелиров к созданию пространственной системы " человек - украшение" во всей её сложности.
На рубеже 1980 - 1990-х годов выход за границы традиционного взгляда на кольцо как украшения для пальца стал очевиден. Художники всё чаще ориентируются на целостный пластический объём кисти руки.
Пейзажный образ горной гряды в композиции Веры Фонтон "Вершины" и "Три луча" ( 1989 г. ) складывается из позолоченных солнцем вершин и отбрасываемых ими густых чётких теней, какие бывают только в горах. Художник достигает декоративного эффекта несколькими скупыми приёмами: сочетанием материалов ( глухого эбонита и золотистого металла ), графическим лаконизмом рисунка и, наконец, пластической открытостью композиции, охватывающей всю кисть руки. "Три луча" подчёркивают ещё одну особенность современных авторских колец. Они чётко ориентированы на конкретный палец.
Очень редкие обращения к ювелирному искусству художников-прикладников других специальностей развивают находки ювелиров, тем самым подтверждая их актуальность. Например, кольцо Ирины Колесниковой, сделанное в виде пучка медной проволоки, оплетённой цветными нитями, представляет собой замысловатую композицию, предназначенную для кончика пальца. Обволакивающий декор как бы завершает его пластический объём.
Своеобразную трактовку темы кольца как "не кольца" разрабатывает Олег Нарижный. Он двигается от философской схоластики к схоластики в творчестве. Так, кольцо, являющееся по своей форме вписанным в шар многогранником, озадачивает множеством сквозных отверстий, предоставляющих довольно широкие возможности "общения" с предметной формой. Это кольцо провоцирует на то, чтобы его поворачивали разными сторонами, искали в его формах единственный ( или вероятный ) ответ на заданный им же вопрос. Таким образом, прежде чем кольцо будет надето на палец, оно уже выполнит свою эстетическую задачу, заставив зрителя принять участие в игре, сделав его соучастником творческого процесса. Предметная форма выполнит роль арт-объекта, ибо раскроет свои декоративные свойства до момента соединения с человеком.
( по И.Перфильевой ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий