суббота, 24 февраля 2024 г.

Эволюция кольца ( четвёртое упоминание ).

     НОВЫЙ   КОНСТРУКТИВИЗМ - среди стилевых направлений в русском ювелирном искусстве второй половины XX века неоконструктивизм обращался к творческим поискам отечественных художников 1920-х годов в сфере проектирования "жилой пространственной среды" - конструктивизму, основу художественной системы которого составляла эстетически осмысленная конструкция предметной формы. Общественный пафос неоконструктивизма в понимании роли предметных форм для переустройства быта практически отрицал эстетические возможности таких вещей как ювелирные украшения, их предназначение для камерного восприятия, для выявления индивидуального в человеке. Для ювелирных изделий, созданных в таком стиле, характерно единство пластического решения формы, нерасчленённой на составляющие элементы - шинку, щиток, вставку.

     По характеру взаимодействия с фигурой человека кольцу предельно близок браслет. Форма браслета более замкнута, более строга, но менее динамична. Тема браслета как пластической структуры в какой-то степени продолжает тему кольца. Но, в то же время, она обладает т своими особенностями. Так, если кольцо развивалось в своих формах от пальца к кисти, то браслет "ограничился" первоначальным объёмом руки. Пространственное решение конфигурации кольца раскрывается вовне, стремясь вовлечь в сферу своего пластического влияния всё больший объём. Браслет, напротив, стремиться к сужению объёма вокруг руки. Не случайно наиболее популярной у художников 1980-х годов стала жёсткая кольцевая форма браслета.

     Теме движения посвящён браслет Валерия Тимофеева ( 1983 г. ). Художественный образ строится на ритмическом чередовании орнаментальных разделок металла с камнем. Тот же орнаментальный мотив расчленяет объём браслета на внешнее и внутреннее кольцо, выполненные, соответственно, из нефрита и металла. Ощущение движения по кругу усиливается "диалогом" материалов с рукой. В формах, привычных эпохе хай-тек, но творчески переработанным художником, рождается новый символический образ времени и человеческого бытия.

     К концу 1980-х годов предметная форма браслета довольно чётко разграничивается на внутреннюю и внешние зоны, ориентированные на объём руки и окружающее пространство. 



( по И.Перфильевой ).

Комментариев нет:

Отправить комментарий