суббота, 10 февраля 2024 г.

Храм "Спас на Крови" ( второе упоминание ).

     Взошедший на престол после кончины отца Александр III повелел на месте его гибели возвести храм, который напоминал бы "душе зрителя о мученической смерти покойного императора Александра II и вызывал верноподданнические чувства преданности и глубокой скорби русского народа". 27 апреля комиссия по увековечению памяти Александра II Городской думы Петербурга объявила конкурс на создание церкви. 

     Первоначальные проекты не удовлетворили императора, он высказал пожелание, "чтобы храм был построен в чисто русском вкусе XVII столетия" - в традициях зодчества "великой православной Руси". В этом проявились особенности царствования Александра III - эпохи, провозгласившей своим девизом сформулированные ещё в правление Николая I принципы официальной теории народности: "Самодержавие, Православие, Народность". Условие, выдвинутое царём, стало непременным для участников последующего этапа конкурса. Среди большого количества представленных работ император остановился на проекте архитектора Альфреда Александровича Парланда ( 1842 - 1919 ).

     Общее планировочное решение церковного здания в виде пяти распустившихся лепестков цветка бессмертника принадлежит настоятелю Троице-Сергиевой пустыни архимандриту Игнатию ( И.В.Малышев ), он же предложил существующее поныне название собора - храм Воскресения Христова.

     29 июня 1883 года император одобрил проект Парланда и отца Игнатия с пожеланиями последующей доработки, окончательное же его утверждение состоялось 1 мая 1883 года. Земляные работы, строительство церкви и работа по её убранству продолжались 24 года ( 1883 - 1907 ). 19 августа 1907 года храм был торжественно освящён.

     Александра III привлекло в проекте А.А.Парланда и архимандрита Игнатия то, что в архитектуре и декоративном оформлении церкви были использованы приёмы, применённые в московском храме Василия Блаженного, который считался в то время своеобразным символом народности в отечественной художественной культуре. Спас на Крови стал наиболее ярким образцом неорусского стиля в архитектуре, восходящего к славным традициям культового зодчества.

     Этот стиль зарождается в России в 30-е годы XIX столетия и получает своё окончательное развитие в конце XIX - начале XX. До недавнего времени бытовало негативное отношение к этому интересному явлению в русской архитектуре, основываясь на отрицательной оценке его историками рубежа веков. Многие постройки неорусского стиля были безжалостно уничтожены, а оставшиеся, используемые не по назначению и терявшие первоначальный облик, тихо ожидали своей кончины. Тем отраднее видеть, что ныне эти памятники безоговорочно признаны специалистами, которые реабилитировали их в глазах общественности и городских властей. Так, наконец, дождался восстановления своего доброго имени и облика Спас на Крови - выдающийся исторический и художественный памятник России.



( по Н.Нагорскому ).

Комментариев нет:

Отправить комментарий