пятница, 23 февраля 2024 г.

Яшма ( двадцатое упоминание ).

     Пестроцветной орской яшме принадлежит особенное место в истории камнерезного искусства. Это ощущается даже в такой типичной форме, как яшмовая ваза.

     Когда-то ваза токарной деревянной балясиной украсила иконостасы. Вылепленная из толчёного кирпича и извести, встала на кровлю, на парапеты и фронтоны зданий, выточенная из мрамора - в аллеи парков, в ниши фасадов и гротов, на балюстрады. Выполненная в яшме, каменная ваза заняла почётное место среди декоративных форм интерьера, стала физическим и смысловым центром парадного архитектурного пространства, а камень - материалом, формирующим пластические доминанты сложных архитектурных ансамблей. Это было результатом открытия достойного камня и того счастливого обстоятельства, что у начала эксперимента с ним стояли выдающиеся мастера формы - А.Н.Воронихин, И.И.Гольберг, К.И.Росси.

     Орская яшма сразу выделилась среди прочих пестроцветием, неповторимостью рисунка, неожиданностью красочных эффектов при восприятии крупной декоративной формы, способностью пробуждать глубокие ассоциации, будить воображение. " У меня почему-то всегда рядом с ними возникает образ кленового сада глубокой осенью, когда клён желтеет и всю роща светится золотом в самую пасмурную погоду. А замечали ли вы, как нарядно выглядят только что упавшие на буроватую и блестящую от дождя землю крупные листья клёна? Местами они так плотно покрывают землю, что она всю кажется золотой, только кое-где проглядывают кусочки бурой, почти чёрной, блестящей от влаги почвы. Даже ступить как-то боязно по этому золотому великолепию кленового ковра. Расцветка яшмы на вазах напоминает такую осеннюю золотую листву, "- читаем в одном из описаний двух парных ваз, выполненных из орской яшмы петергофскими мастерами. Вазы украшают парадную лестницу Эрмитажа. Золоту их осеннего яшмового колорита вторит позолоченная бронза, обегающая виноградной лозой красиво раскрытый венчик.

     Нарядная и праздничная, орская яшма придала особое настроение интерьеру - и деловому, и парадному, и интимному, и даже небольшому пространству - стола, бюро, камина, зеркала, десюдепорта ( скульптурное панно над дверью, единое с оформлением дверного проёма ).

     Её "пейзажным" разновидностям в какой-то мере обязано рождение на русской почве инкрустации в камне, некогда монопольного ремесла итальянских кустарей. Основанная на очень скромном обогащении камня врезанными в него пластинками оникса, кахолонга, агата или змеевика, чарующая простота русских инкрустаций вытеснила некогда модные привозные миниатюры, писавшиеся масляными красками на огненно-рыжих пластинах лучистого или натечного гипса или пятнисто-облачных лазуритах.

     Орская - одна из немногих яшм, чья история с первых опытов 1751 года уже не прерывалась. На её обработке выросло и советское камнерезное искусство. С орскими месторождениями связаны яркие страницы первого перспективного плана "Большой гранильной", плана создания нового камнеобрабатывающего центра на Урале, разработанного замечательным советским скульптором С.Д.Эрьзей, стоявшим в 1920-е годы у руководства Екатеринбургской гранильной фабрики. 

     Полированная гладь орской сургучной яшмы в пилонах Мавзолея, в основании малиново-красной родонитовой стеллы - памятника писателю Франции Анри Барбюсу на кладбище Пер-Лашез в Париже, в 300-килограммовом Государственном гербе СССР ( 1939 ). Любима орская яшма и сегодня.



( по В.Б.Семёнову ).  

Комментариев нет:

Отправить комментарий