суббота, 3 февраля 2024 г.

Глиптика ( двадцать четвёртое упоминание ).

     Античная глиптика в эпоху эллинизма ( IV - I вв. до н.э. ), наступившую после смерти Александра Македонского, переживала небывалый подъём. В это время соединение камня с металлической дужкой привело к появлению классической формы перстня, предназначенного для ношения на пальце. Развивались и другие типы оправ, не известные ранее. Широкое распространение получили выполненные в камне портреты обожествлённых правителей.

     Этот приём был воспринят резчиками римской империи. Например, император Нерон представлен в виде солнечного бога Гелиоса. Весьма примечателен способ изготовления подобных гемм, не предназначенных для использования в качестве печати: углубленное изображение покрывалось позолотой и переворачивалось так, что его следовало рассматривать с оборотной стороны через прозрачный камень. 

     Так называемая сургучная яшма была особенно популярна у резчиков эпохи Римской империи. Действительно, использование различных резцов эффектно сочеталось с глубоким красным фоном, наделяя образ особой пластической выразительностью. Вот гемма с профилем Зевса. Изображение мифологических персонажей, в особенности олимпийцев, должно было защищать владельца геммы, как если бы он находился в святилище. 

     Резчики Рима чаще всего использовали сердолик, поскольку его месторождения находились на территории Италии. Например, большую овальную гемму украшает сцена из мифа о рождении и воспитании бога виноделия. Зевс, спасая новорожденного от мести распалённой ревностью Геры, был вынужден прятать Диониса. Его скрывали нимфы в пещере, а наставник Силен открыл ребёнку тайны природы и научил изготовлению вина.

     Подобная композиция, где младенец находится на руках у взрослого, известна во множестве повторений. В древности самым прославленным из них являлась статуя "Гермес с младенцем Дионисом" работы Праксителя. Широкая популярность типа и лишь незначительные вариации в положении тел персонажей говорят о наличии общего исходного образца. Удачное художественное решение затем использовалось в скульптуре, вазописи, глиптике античности и в иной трактовке продолжало существовать и позднее - в религиозных сюжетах.

     Время Октавиана Августа ( рубеж I века до н.э.  - I века н.э. ) принято считать золотым веком глиптики. Виртуозно выполненными изображениями всего одной фигуры или пышными многофигурными композициями украшали поверхность камня любой формы и размера в соответствиями с пожеланиями заказчика. В продолжении эллинистической традиции резчики Рима ( зачастую греческого происхождения ) продолжали тиражировать в глиптике и нумизматике портретные образы знаменитых политических деятелей и полководцев.

     В эпоху Римской империи особенно популярными стали изображения представителей правящих династий. Такие геммы использовали в качестве личных или официальных печатей, как награду, знак особого расположения и доверия или подтверждения особых полномочий и символа политической лояльности.



( по материалам Государственного Эрмитажа ). 

Комментариев нет:

Отправить комментарий