понедельник, 19 февраля 2024 г.

Храм "Спас на Крови" ( шестое упоминание ).

      Эскизы для мозаичного убранства Спаса на Крови выполнялись целой группой художников, в состав которых вошло более 25 человек. По замыслу А.А.Порланда, автором всех мозаик храма должен был стать один художник - Виктор Михайлович Васнецов, уже тогда прославившийся как выдающийся мастер религиозной живописи. Но, поскольку в тот период он выполнял другие заказы, для храма были созданы лишь картоны двух образов в иконостасах - "Спаситель" и "Богоматерь с Младенцем" - и пяти мозаик на фасадах: "Несение креста", "Распятие", "Снятие с креста", "Сошествие в ад", украшающее фронтоны крылец, и "Серафим".

     После Васнецова вторым художником, которому Парланд отдавал предпочтение, был Андрей Петрович Рябушкин. В своём творчестве этот мастер вдохновлялся традициями древнерусского искусства. Он исполнил картоны к 17 мозаикам внутреннего оформления, таким как "Исцеление сухорукого", "Исцеление бесноватого отрока", "Хождение Спасителя по водам", "Призвание апостола Матфея" на северной стене, "Брак в Кане Галилейской" в солее, "Насыщение пятью хлебами пяти тысяч человек" на северном своде и другие, и семь картонов для наружных мозаик: "Святой Василий Великий", "Святая Вера", "Святой Игорь", "Святой Иоанн Богослов", "Святой Симон Зилот", "Святые Борис и Глеб", "Святые Михаил Черниговский и боярин Фёдор".

     Центральное место в мозаичном сюите храма принадлежит произведениям Николая Николаевича Харламова. Он снискал к тому времени заслуженную славу художника-монументалиста, вдохнувшего новую жизнь в канонические приёмы византийского искусства. Ему было доверено выполнять эскизы сюжетов алтаря и куполов храма. Харламову принадлежат подготовительные работы к 42 мозаикам интерьера. Самая масштабная из них - "Христос Пантократор" в плафоне купола - относится к числу наиболее значимых произведений в творчестве художника. Подлинно монументальная, плоскостная, лишённая дробности в цвете и рисунке, она выполнена в лучших традициях православной монументальной живописи. Выразительный, чётко очерченный лик Спасителя исполнен магнетической силы. Высокая духовность, необычайная центростремительная сила созданного образа делают его апогеем мозаичной симфонии храма. В главном алтаре находится ещё одна мозаика Н.Н.Харламова - "Евхаристия". Она изображает литургический тип сюжета "Тайная вечеря", представляющий сакральный смысл установления обряда причащения ( Евхаристии ), в отличии от исторического типа, в котором показан момент предсказания Христом предательства Иуды. В "Евхаристии" Спаситель правой рукой подаёт своим ученикам святой хлеб (" сие есть Тело Моё" ), левой - чашу с вином ( "сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая" ). "Иоанн Креститель" в юго-западном куполе, "Богоматерь" - в северо-западном куполе, "Христос во славе" в алтаре также созданы по картонам Харламова.

     Над эскизами мозаик Спаса на Крови работал выдающийся русский художник Михаил Васильевич Нестеров, чьё искусство неразрывно связано с русской православной традицией. Он - автор подготовительных работ к мозаикам "Воскресение Христово" в кокошнике северного фасада, и "Спас Нерукотворный, несомый ангелами, с предстоящими Богоматерью и Иоанном" на западном фасаде. Для иконостаса Нестеров сделал картоны к мозаикам "Вознесение", "Сошествие в ад", "Святая Троица", "Христос по дороге в Эммаус", для киотов по заказу Кавалергардского полка - к мозаикам "Святой Александр Невский" и "Воскресение". Внутренние мозаичные панно по эскизам М.В.Нестерова отличает особенно тонкий подбор сочетаний цветов и оттенков смальты.

     В мозаичном оформлении церкви участвовали и другие известные русские художники: В.В.Беляев, которому принадлежит авторство самого большого количества ( 48 ) мозаик в интерьерах и на фасадах, Н.К.Бодаревский, Н.П.Шаховский и другие.

     Спас на Крови, подобно Храму Христа Спасителя в Москве и Исаакиевскому собору в ПЕтербурге, финансировался непосредственно из государственной казны. В храме ежедневно читали проповеди, служили панихиды, проводили службы, посвящённое памяти Александра II, но не крестили и не венчали, так как он не являлся приходским. Для верующих было отведено место около западного фасада, перед "Распятием", где и проходили церковные службы. 

     К Спасу на Крови в Петербурге всегда испытывали особое чувство. Атмосфера, сложившаяся вокруг храма в силу побудивших к его строительству причин, красота его убранства неизменно привлекали и привлекают к нему людей со всей страны.



( по Н.Нагорному ).

Комментариев нет:

Отправить комментарий