Интерьер храма поражает великолепием отделки их итальянских мраморов и русских самоцветов самых разнообразных пород, фактур и оттенков, мозаики, бронзы и серебра. В создании каменного убранства принимали участие лучшие мастера Петербургской, Екатеринбургской и Колыванской гранильных фабрик.
Огромна площадь замечательных итальянской работы резных мраморных полов собора - 608 квадратных метров. За годы нелёгкого существования Спаса на Крови этот инкрустированный мозаичный пол был почти полностью разрушен, но в настоящее время восстановлен в своём первоначальном виде. До революции от возможных повреждений его оберегали специальные ковры.
Особый художественный интерес представляют иконостасы ( центральный, северный и южный ), киоты ( северный и южный ) и сень, выполненные из итальянских мраморов, уральской и алтайской яшм, порфира, орлеца. Их общее цветовое решение, построенное на контрастном сопоставлении природного цвета минералов с зеленоватой мраморной облицовкой стен здания, удачно вписывается в красочность оформления интерьера.
Находящаяся в западной части здания, под колоколом, драгоценная сень отмечает место трагедии. Там, спустившись ниже уровня пола храма на семь ступеней, можно видеть заново уложенную часть мостовой и восстановленные перила набережной Екатерининского канала - священные реликвии, обагрённые кровью во время убийства. Сень создана по рисунку А.А.Парланда и установлена в июле 1907 года, изображения святых на фризе также выполнены по его эскизам. Шатёр сени состоит из трёх рядов кокошников, украшенным прорезным орнаментом, увенчанных восьмигранной пирамидой с крестом из 112 гранённых топазов. Свод сени был инкрустирован лазуритом, агатом, яшмами, гранёнными в воде звёзд топазами.
Памятником мирового значения делает храм гигантская площадь мозаичного поля, покрывающая фасады и внутренние стены, в сочетании с высоким художественным и техническим уровнем исполнения мозаичных панно. Общий мозаичный покров храма занимает площадь свыше 7000 квадратных метров. Это уникальное собрание произведений отечественного мозаичного искусства, равного которому нет в России. Изготовлением мозаик занимались отечественные и заграничные фирмы. Самый большой заказ получила мастерская А.А и В.А.Фроловых, в которой выполнено большинство произведений из смальты. Воплощали эскизы в материале и талантливые русские мастера из мозаичного отделения Академии художеств.
В Спасе на Крови впервые в России была столь широко применена мозаика в украшении фасадов. Её общая площадь превышает 400 квадратных метров. Помимо иконографических церковных сюжетов, в этой технике выполнены гербы русских городов, расположенные с трёх сторон колокольни.
Внутри Спаса на Крови нет ни одной живописной работы, его стены почти сплошь "затянуты" мозаичным ковром. Во время работы над украшением Исаакиевского собора из-за трудностей создания оптимального температурного режима в огромном здании живописные оригиналы решили заменить мозаиками, и строители Спаса на Крови также обратились к этой, более долговечной, технике. 308 мозаичных картин внутри церкви общей площадью 6560 квадратных метров представляют огромную художественно-культурную ценность. Особой виртуозностью техники набора отличаются панно, набранные мозаичистами Академии художеств.
( по Н.Нагорскому ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий