В светской культуре России искусство резьбы на "крепких камнях" исподволь завоёвывало себе место, начиная с Петровской эпохи. Хотя художественной практики в этой области оно ещё не знало, тем не менее уже тогда, одновременно с первыми приобретениями древних мраморов, началось коллекционирование резных камней, как классических, так и более поздних.
Уже при первых приемниках Петра I отечественных камнерезов пестовал приехавший из Швейцарии механик Исаак Брукнер: в "инструментальной", затем в "камнерезной палате" Академии наук, а ещё ранее на Петергофской шлифовальной мельнице. После учреждения Академии художеств центр обучения "резьбе на крепких камнях" переместился в её медальный класс.
В 1744 году императрица Елизавета Петровна пригласила в Россию знаменитого резчика немецкого происхождения Лоренца Наттера, учившегося в Италии и работавшего при многих североевропейских столицах, но пребывание его в Петербурге было недолгим и почти не оставило следов.
Необычайный размах увлечение глиптикой приобрело в годы царствования Екатерины II, страстной любительницы резных камней, называвшей своё увлечение "камейной болезнью". Уже на следующий год после его вступления на престол в Россию вернулся Наттер, но вскоре же заболел и умер. Приобретением в 1764 году трёх его собственных работ, а также остатков некогда большой дактилиотеки, проданной им незадолго до приезда, императрица положила начало бурному собирательству в этой сфере коллекционирования. Специальные агенты скупали на мировом художественном рынке всё сколько-нибудь значительное, что появлялось в этой области; европейские резчики выполняли заказы императрицы, а некоторые из них переехали в русскую столицу, чтобы работать там при дворе и обучать своему делу пенсионеров Академии художеств.
Имена действовавших тогда в России резчиков-иностранцев: Г.Кенига, И.Егера, Д.Цельнера, К.Леберехта, как и русских резчиков А.Спиридонова и Ф.Краюхина для XVIII века и А.Есакова и П.Доброхотова для XIX века, давно вошли в искусствоведческую и справочную литературу, так как без них общая история резьбы по твёрдому камню оставалась бы неполной.
( по Ю.О.Каган ).