пятница, 2 ноября 2018 г.

Малахит ( двадцать девятое упоминание ).

Предыдущее (двадцать восьмое) сообщение о малахите можно прочитать здесь.

 

Первым значительным явлением петербургской монументальной антологии малахита стала мозаичная отделка четырёхколонного парадного зала дома П.Н.Демидова, сделанная из меднорудянского малахита мастерами петербургской фирмы А.Трискорни по проекту О.Р.Монферрана в 1836 году. К сожалению, ничего из малахитовой роскоши этого зала до нас не дошло. Судить о ней можно только по фотографиям. До революции этот особняк был отдан в распоряжение итальянского посольства. В первые же дни революции сотрудники посольства, отозванные из России, сняли и вывезли с собой всю драгоценную облицовку зала - колонн, пилястр, камина.



Демидовский зал послужил прототипом ещё более роскошного убранства Золотой гостиной императрицы в Зимнем дворце. Облицовка малахитом пилястр, колонн, каминов дала её название Малахитовой. Создавалась она в 1838 - 1839 годах по проекту А.П.Брюлова мастерами-малахитчиками Петергофской гранильной фабрики и "Английского магазина. Никольс и Плинке".



Этой подлинной жемчужиной Эрмитажа завершаются тридцатые годы истории русского малахита.



Период этот был знаменателен тем, что малахитное дело России за кратчайший срок обрело всемирное признание. Россия стала законодательницей мод во всём, что касалось малахита. А ведь каких-то десять лет назад русские малахитчики ходили в учениках у Европы. Теперь же они изумляли мир масштабами, совершенством своих работ, глубиной художественного видения и восприятия малахита.



В первой четверти века Россия везла в Европу сырой малахит, чтобы вернуть его в формах прикладного искусства. Спустя пятьдесят лет она определяет рынок малахитовой роскоши. Спрос этого рынка постоянно подогревается растущими собраниями малахита в минеральных кабинетах Европы, идущими из России дарами в адреса правящих домов и знати.



( по В.Б.Семёнову ).

Комментариев нет:

Отправить комментарий