понедельник, 11 марта 2019 г.

Малахит ( тридцать второе упоминание ).

С коммерческой точки зрения казалось безрассудством в какие-то десять лет, без оглядки на будущее, выкинуть на рынок весь ценный камень. Но что побудило к этому? Что способствовало возникновению крупного потребительского спроса именно на этот камень именно в это время?
На рынке самоцветов малахит не самый совершенный материал. Он мягок, непрочен в эксплуатации, ювелирные вещи из малахита быстро утрачивают свой блеск, лоснятся, покрываются жиром, царапаются. Как правило, полировка малахита нуждается в восстановлении. В обработке он несложен, но капризен и даже вреден тонкой медной пылью, которая проникает во все поры, забивает лёгкие, вызывая серьёзные профессиональные заболевания.

Огромное количество малахита на рынке, казалось, тоже должно было обернуться против него. Между тем, этого не произошло. Малахит, пусть не сразу, но оказался в числе исключительно модных материалов. Почти четверть века спрос на него характеризовался завидной устойчивостью.

Причину этого стоит искать в особенностях каменного рынка.
Основной конкурент малахита - лазурит. Он намного дороже, и спрос на него , в отличии от малахита, более стабилен, а популярность несравненно шире. В императорских дворцах нет лазуритовых  гостиных, колонн, ванн. Вещи из лазурита в них наперечёт. Для камнерезной промышленности России  и для всего рынка роскоши лазурит был почти недосягаем.
В 20-е годы ХIХ века, когда Россия входил в малахитовый период, основной источник лазурита - Бадахшанское месторождение было недоступно. Бадахшан захватил глава катангского узбекского рода Мурат-бек Кунгузский. Край был разорён, жители его частью уничтожены, частью взяты в рабство и проданы в Бухару и Хиву. Лазуритовые копи пришли в запустение. Рынок лазурита пресёкся. В Бухаре с трудом можно было найти фунт скверного по качеству лазурита по баснословной цене.
В это время и вышел на рынок малахит.

( по В.Б.Семёнову )

Комментариев нет:

Отправить комментарий