Ампир ( от французского empire - империя ), стиль империи Наполеона Бонапарта, сформировался в период его триумфа и победоносных сражений. Императорский двор с его грандиозными великолепными балами требовал всё более богатого художественного оформления, что привело к пересмотру идеалов классицизма и новому восприятию античного наследия. Эталоном для подражания во Франции и почти одновременно в других странах Европы стало не столько сдержанно-прекрасное искусство Греции, сколько величественные, монументальные формы Древнего Рима начала нашей эры.
Стиль ампир особенно ярко воплотился в архитектуре. О нём напоминают такие прекрасные сооружения, как Триумфальная арка в Париже знаменитых французских архитекторов Шарля Персье и Пьера Фонтена и дворцовые ансамбли в Петербурге выдающегося представителя русского ампира Карла Росси.
Но и прикладное искусство первых десятилетий ХIХ века испытало сильное влияние стиля ампир, в первую очередь это касается мебели и фарфора. Так, его черты отчётливо видны в формах и декоре массивной мебели красного дерева, украшенной золочёной бронзой с рельефными деталями в виде чётко прорисованных пальметт, львиных масок, грифонов, сфинксов, античных герм и колонн, египетских мотивов или разнообразных эмблем, отражающих воинственный дух эпохи.
Выразителем идеалов ампира в ювелирных украшениях стал придворный ювелир Бонапарта Этьен Нито, родоначальник существующей и сегодня известной парижской фирмы "Шоме". Парюры, выполненные французским ювелиром для императрицы Марии-Луизы, поражали яркой помпезностью, великолепием камней и совершенством работы. Подобные черты отличали и изделия других ювелиров стиля ампир. Формы их украшений стали сложнее, декор обильнее, а изысканный рисунок композиций приобрёл некоторую суховатость.
( по И.В.Шаталовой ).
Стиль ампир особенно ярко воплотился в архитектуре. О нём напоминают такие прекрасные сооружения, как Триумфальная арка в Париже знаменитых французских архитекторов Шарля Персье и Пьера Фонтена и дворцовые ансамбли в Петербурге выдающегося представителя русского ампира Карла Росси.
Но и прикладное искусство первых десятилетий ХIХ века испытало сильное влияние стиля ампир, в первую очередь это касается мебели и фарфора. Так, его черты отчётливо видны в формах и декоре массивной мебели красного дерева, украшенной золочёной бронзой с рельефными деталями в виде чётко прорисованных пальметт, львиных масок, грифонов, сфинксов, античных герм и колонн, египетских мотивов или разнообразных эмблем, отражающих воинственный дух эпохи.
Выразителем идеалов ампира в ювелирных украшениях стал придворный ювелир Бонапарта Этьен Нито, родоначальник существующей и сегодня известной парижской фирмы "Шоме". Парюры, выполненные французским ювелиром для императрицы Марии-Луизы, поражали яркой помпезностью, великолепием камней и совершенством работы. Подобные черты отличали и изделия других ювелиров стиля ампир. Формы их украшений стали сложнее, декор обильнее, а изысканный рисунок композиций приобрёл некоторую суховатость.
( по И.В.Шаталовой ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий