пятница, 3 января 2020 г.

Малахит ( тридцать седьмое упоминание ).

     Драма малахита 60 -80-х гг. ХIХ века в самых общих чертах заключалась в том, что камень был предоставлен ещё более непритязательному рынку. Ведь став проще, дешевле, вещь вовлекается в ещё менее платежеспособный и нетребовательный рынок и снова упрощается, теперь уже до его вкуса. А невысокая требовательность рынка в свою очередь привлекла к малахиту средней руки ремесленника, что вело к новым потерям.

     Так утрачивались традиции высокого ремесла, искусства, и некогда престижное дело превратилось в заурядную, доступную практически каждому отрасль кустарной промышленности, обслуживающую разночинную интеллигенцию, мелких чиновников, средней руки торговцев, мастеровой и работный люд.
     Но это одна сторона медали. Другая же говорит в пользу малахита. То, что не сумели сохранить в эти годы императорские фабрики, утратившие с падением крепостничества возможность беззастенчивой эксплуатации человеческого труда, лежащей в основе всей малахитной сокровищницы России, пусть не приумножил, но сохранил уральский мастеровой. Десятки малахитчиков, оставившие фабрику после реформы, положили начало многочисленным екатеринбургским мастерским.
     Худо-бедно ли шло это дело, но отныне малахит был связан только с Уралом. Покупали его здесь, чтоб перепродать в столице. Ещё на полвека эти мастерские продлили жизнь уральского малахита, не дали угаснуть его славе вопреки всем сложностям и превратностям кустарного рынка, ремесленного быта.

     Центром кустарной обработки малахита становится Екатеринбург. Работали с камнем  также в Сысерти и Нижнем Тагиле.Крупные малахитовые вещи екатеринбургской работы для отделки золотом или золочённой бронзой посылались в мастерские Москвы, Петербурга, Казани и возвращались для продажи в Екатеринбург. По законодательству того времени, на золотопромышленном Урале в целях предупреждения хищений золота все виды ювелирных золотых работ были запрещены.
( поВ.Б.Семёнову ).

Комментариев нет:

Отправка комментария