АР ДЕКО.
Уже в первое десятилетие ХХ века ювелиры постепенно начинают отказываться от изощрённых форм и извилистых линий модерна. Под влиянием бурных процессов, происходивших в это время в литературе, живописи, архитектуре, ювелиры также обратились к поиску новых средств выражения, что нашло выражение в геометрических линиях позднего модерна. Однако, эти поиски были прерваны Первой мировой войной, которая не только унесла множество жизней и оставила несметные разрушения, но и привела к разочарованию в ценностях прошлого и породила неудержимое желание обрести новые идеалы.
Ювелиры, всегда чутко прислушивавшиеся к настроениям в обществе, быстро осознали, что их искусство может принести людям радость, помочь им забыть об ужасах войны. Но для достижения этого необходимо было предложить принципиально новые изделия. Вдохновлённые художественными идеями искусства начала ХХ века, которые воплотились в живописи кубистов и абстракционистов, русских супрематистов и итальянских футуристов, наконец, в ярких красках костюмов и декораций балетных спектаклей "Русских сезонов" Сергея Дягилева, ювелиры, как и их собратья по искусству - архитекторы и художники-декораторы, работавшие над оформлением интерьеров, - окончательно отказались от причудливо изгибающихся линий и блёклого колорита модерна. В поисках новых средств выражения они обратились к ясным геометричкским формам, с чётким построением симметричных композиций, главенствующую роль в которых играли прекрасно огранённые драгоценные камни.
Стиль созданных ими произведений позднее назовут ар деко. Он сочетал в себе простоту и роскошь, чёткость геометрических конструкций и яркую игру сверкающих камней. Этот стиль, сформировавшийся к началу 1920-х годов во Франции, вскоре покорил США, а затем и большинство стран Европы, подчинив своим художественным принципам практически все виды прикладного искусства, включая костюм.
( по И.В.Шаталовой ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий