О вредоносном ониксе говорится в средневековой латинской поэме сочинённой епископом Майбодом Реннским ( 1035 - 1123 ). Сведения об ониксе заимствованы из "Книги о камнях" Псевдо-Аристотеля, той самой книги, что была отвергнута ал-Бируни как сомнительная. На общий источник указывает совпадение такой детали: оникс на шее у ребёнка вызывал обильное слюноотделение.
Оникс, - подвешен на шею, - а также прилаженный к пальцу,
Души неспящие мёртвых и мрачное всё изгоняет.
Он умножает и ссоры, и распри питает повсюду.
И, говорят, что слюны он у мальчиков множит избыток.
Нам этот камень арабы дают и Индия дарит.
И утверждают, что разных пять видов его существует.
Имя заимствует камень от слова по-гречески "ноготь";
То, что ногти у нас называются "унгвес" обычно,
"Онихас" греческий их на родном всегда называет.
Но если сардий с тобой, - повредить тебе оникс не сможет.
Марбод Реннский. Лапидарий.
В трактате Хильдегарды Бингенский говорится только о том, что оникс избавляет от печали. "Если тебя мучает печаль, пристально посмотри на оникс, потом положи его в рот. Подавленное состояние духа пройдёт".
В грузинском сборнике Х века тоже упоминается оникс: "Цвет этого камня красно-томный. Им украшаются жизнерадостные невесты бояр, царей и богачей. Его растирают в воде и приготовляют напиток".
( по А.Г.Юрченко ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий