Но развитие стиля не стояло на месте. Он родился в век науки и техники и в значительной мере испытал влияние его достижений. Один из ювелиров, участников выставки, писал, что "полированная сталь, тусклый никель, тень и свет, механика и геометрия - все эти предметы нашего времени. Мы видим их и живём с ними каждый день. Мы - люди своей эпохи, и это основа всех наших настоящих и будущих творений..." Не удивительно, что ради достижения художественной выразительности ювелиры прилагали немало усилий в поисках новых материалов и разрабатывали новые технологические приёмы.
Наибольшего успеха добилась фирма "Ван Клиф и Арпельс". В 1935 году Альфреду Ван Клифу и Жюльену Арпельсу удалось изобрести новый вид закрепки драгоценных камней - невидимую закрепку. Этот способ крепления предусматривает прецизионное гранение подобранных по цвету твёрдых драгоценных камней - бриллиантов, сапфиров или рубинов, в которых вытачиваются канавки, позволяющие вставлять камни вплотную друг к другу и таким образом полностью покрывать ими металл, скрывая золотую основу. Этот технологический приём позволил фирме "Ван Клиф и Арпельс" - а, впоследствии, и других фирм - создать серию превосходных украшений в стиле ар деко. Возможно, благодаря именно таким украшениям, впрочем, как и произведений Картье, Бушерона, Мобуссена и других ювелиров, стиль ар деко стал всемирно признаннным синонимом роскоши и своеобразной эффектности.
Уже в 1930-е годы стиль ар деко стал определять художественное решение не только уникальных украшений, выполнявшихся с использованием камней высокой стоимости - в этом стилевом ключе во многих странах Европы и Америке создавали и менее дорогие вещи, предназначенные для довольно широкого круга покупателей. На рынке драгоценностей были востребованы бриллиантовые броши-клипс и сотуары, а особенно - элегантные браслеты, в которых некрупные бриллианты подчёркивали чёткие линии плоских орнаментальных узоров. Подобные украшения изготавливали в большом количестве многие ювелирные фирмы, не случайно и в наши дни их можно увидеть в любом крупном антикварном магазине или встретить в каталоге аукциона.
Принято считать, что стиль ар деко господствовал в мире искусства немногим более двух десятилетий, от конца Первой мировой войны до начала Второй. Однако, образный строй и приёмы, разработанные мастерами ар деко, оказались настолько жизнеспособны и универсальны, что его влияние ощущали ювелиры всех последующих поколений. И в этом кроется удивительный феномен ар деко.
( по И.В.Шаталовой ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий