воскресенье, 18 июля 2021 г.

Глиптика ( четвёртое упоминание ).

     Давайте разъясним некоторые термины глиптики.

     Глиптика - от древне-греческого ( вероятно, где-то в ноутбуке есть греческий алфавит, но не знаю как до него добраться, приблизительно "глипо" ) - "вырезаю", искусство резьбы по твёрдому ( крепкому ) камню, резьба на драгоценных и полудрагоценных камнях.

     Инталия ( интальо ) - от итальянского "intalio" - "вырезаю", миниатюрный камень с углублённым изображением, сюда относятся все каменные печати, игравшие огромную роль в обществе на протяжении веков.

     Камея - миниатюрный резной камень, у которого, в отличии от инталии, изображение рельефно, выпукло, а фон опущен.

     Термин "гемма" - от латинского gemma - драгоценность, драгоценный камень - объединяет инталии и камеи.

     Данные определения очень приблизительные. Мы не можем поставить чёткую границу: "это произведения глиптики - это нет". Первоначально для изготовления печатей использовались мягкие камни и камни средней твёрдости, керамика, резались печати на меди, стекле, пасте и т. д. Позже изготовлялись каменные фигурки, на одной стороне которых располагалась печать. Множество инталий служили украшениями и амулетами, но не печатями. Традиционно режут камеи на раковинах.

     Отказавшись изучать печати, украшения и амулеты на мягких камнях и камнях средней твёрдости мы упустим два тысячелетия развития глиптики ( с VI по IV тыс. до н.э. ), не уловим превращения личного амулета ( талисмана, оберега ) в юридически значимый символ собственности, упустим нюансы развития художественного творчества и технологии изготовления гемм, меньше будем знать о жизни и мифах древних народов. 

     Глиптика прочно смыкается с камнерезкой и очертить объём древнего искусства - часто, дело вкуса конкретного исследователя. Возможно, каменные печати первоначально резались из отходов от производства каменной посуды, а мастера располагались в одних помещениях. 

     С другой стороны для историко-искусствоведческого анализа гемм привлекают весь массив знаний, доступных на настоящий момент, то есть, глубина восприятия отдельной геммы, как и любого качественного произведения искусства, бездонна, но, по моему мнению, в геммах есть тайна и особая магия.



Комментариев нет:

Отправить комментарий