Искусство Фаберже заключается в использовании на основе серебра или 14-каратного золота пяти или шести слоёв эмали в палитре из 144 оттенков. Сначала на металл наносится гравировка из линий или точек в виде геометрического рисунка, который остаётся видимым под прозрачной эмалью после обработки на огне при температуре 700 - 800 градусов по Цельсию, благодаря чему создаётся эффект колышащегося шёлка. Русские приёмы гильоширования, используемые Картье, имеют ряд схожих вариантов: мотив лучей, исходящих из центральной точки для рамок и часиков; другие же предметы украшаются муаровыми или чешуйчатыми мотивами. С другой стороны, русское волнообразное гильоширование развивается в направлении очень чёткого зигзагообразного мотива.
В 1904 году Картье посылает письменную просьбу Яру, поставщику московского золотых и серебряный дел мастера Овчинникова, а также другим ювелирам, просьбу, в которой излагает своё желание получить две полные палитры цветов эмали. Эта просьба даёт повод Яру изготовить для Картье ряд покрытых эмалью изделий, среди них сигаретницы, рамки, звонки, часы и поясные пряжки. Если Дому Картье и не удаётся сравняться с русской эмалью во всех её тонкостях, то ему удаётся всё-таки создать несколько новых комбинаций цветов, таких, как сине-зелёные и фиолетово-зелёные, получившие одобрение от самого Луи Картье.
Иногда мы видим бордюр из белой эмали вокруг "полностью" покрытой эмалью поверхности. Зачастую приём опаловой эмали используется для создания переливающегося эффекта на циферблатах часов. Этот метод заключается в окраске определённых слоёв в разные цвета в момент их высокотемпературной обработки.
Работа Картье с гильошированной эмалью достигла своего апогея при изготовлении пасхального яйца 1906 года ( позднее это яйцо было подарено императору Николаю II ), а также при изготовлении в 1907 году другого яйца, в котором содержались маленькие часики, показывавшие время с помощью бриллиантовых звёздочек.
В изделиях Картье нашло своё отражение ещё одно направление работы Фаберже. Это направление позволило обнаружить всё богатство сибирских недр. Речь идёт об украшенных эмалью и оправленных в золото изделиях, изготовленных из нефрита, лазурита, агата и серпентина. Все эти изделия по своей красоте сравнимы с сокровищами, содержавшимися в самых знаменитых собраниях диковинок эпохи Возрождения.
( по Г.Надельхофферу ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий