Одно из предназначений камня - использование его для увековечивания человеческой памяти о выдающихся людях, близких, друзьях. Идея эта имеет почтенный возраст, берёт свои истоки в античных временах. По своей глубинной сути она олицетворяет попытку материализации символа бессмертия, бесконечности самой жизни, как в египетских пирамидах и мавзолеях знаменитых вождей и полководцев, так и в скромных часовенках и обелисках в виде гранитных и мраморных плит.
Родонит, сочетающий розово-красный и чёрный тона, больше, чем любой-другой камень соответствует траурной символике. Вместе с тем, будучи достаточно редким и ценным, он мог быть употреблён как материал для изготовления надгробия или памятника лишь в исключительных случаях.
Ещё в 90-х годах XIX века на Екатеринбургскую гранильную фабрику поступил заказ Государственной думы: изготовить клиросные иконостасы, дарохранительницу, балюстраду и сень для храма Воскресения Христова в Санкт-Петербурге ( другое название храм "Спас на крови", я долго ждал открытия после реставрации этого храма, это ещё одно чудо света, побывайте там - не пожалеете ), на месте покушения на Александра II. Проект этого сложного сооружения был разработан архитектором А.А.Парлондом.
Вот что пишет журналист о выполнении этого заказа: "...Трудна, сурова, медлительна работа. Колонны иконостаса шлифуются годами на станке - крупица за крупицей снимает наждачный круг каменную породу. Мастер должен разметить и правильно выверить построение колонны, чтобы не сломать неверной гранью прекрасную окружность. Потом шлифовка - нежно розовеет, загорается жаром камень..."
Над деталями композиции трудилась вся фабрика. Отбирались лучшие камни, массивные, без пороков. Дефекты в камнях, которые обнаруживались при обработке, требовали новых и новых партий материала. Торная гужевая дорога установилась между селом Малоседельниковским и Екатеринбургом: одну только глыбу орлеца, из которой была вырезана рама для образа Христа, везли на фабрику "пять крепких лошадей".
И снова "надсадно-яростно визжали резцы, перепиливая огромную глыбу розово-красного родонита. В час перепиливали резцы два вершка камня. А весь камень пилили больше месяца". Работа над этим заказом, выполнявшимся " на основании особых высочайших повелений", затянулась на долгие годы. Основной причиной этого была трудность обработки многочисленных деталей композиции, так как шлифовка таких частей медленна и требует тщательности и большой опытности со стороны рабочих.
Мировая война и революция не дали полностью осуществить задуманное, советская власть не особенно дорожила храмом, во время войны его даже не маскировали. Но, сегодня, восстановленный храм "Спас на крови" ( впрочем реставрационные работы ещё продолжаются) - это очередное Чудо света. Возможно, мы посвятим ему отдельную статью.
( по А.И.Голомзику ).