понедельник, 17 декабря 2012 г.

Яшма (второе упоминание).

Первое сообщение о яшме можно прочитать здесь.



Несмотря на богатую историю яшмы, именно Средние века дали ремесленников-виртуозов, ставших настоящими художниками камня. В XIV веке чешские мастера придумали мозаичную технику, не имеющую аналогов в мире. Специальными канатными проволочными пилами они распиливали монолиты и покрывали стены помещений крупными пластинами яшмы и других цветных камней. Этим способом были облицованы стены капелл Святого Креста в замке Карлштейн (откуда и пошло название техники) и Святого Вацлава в соборе Святого Витта в Праге.

Замок Карлштейн.


В XVI - XVII веках приёмы резьбы по камню совершенствовались. По заказу королей и родовитой знати мастера создают великолепные надгробные памятники, скульптуры, камеи, ювелирные украшения. Особо стоит отметить резные вазы и кубки, которые оправляют драгоценными металлами, инкрустируют эмалью и каменьями.





Первенство в этом вопросе принадлежит флорентийцам. Именно они разработали технику мозаики из цветного камня, прославившую их город. Флорентийская мозаика представляет собой композиции, выполненные из плотно пригнанных друг к другу пластинок поделочных камней, подобранных по форме и цвету.




Наиболее богата яшмой была (и остаётся) Россия. Примечательно, что в 1766 году в Екатеринбурге была составлена первая карта месторождений цветных и драгоценных камней Урала. 68 месторождений на этой карте были яшмовыми. М.В.Ломоносов причислил яшму к наиважнейшим русским товарам, наряду с хрусталём и речным жемчугом.

Яшмовый кабинет (из уральской яшмы) в Екатерининском дворце (г.Пушкин).
Следующее (третье) сообщение о яшме можно прочитать здесь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий