понедельник, 19 марта 2018 г.

Камнерезное искусство ( двенадцатое упоминание )

Предыдущее (одиннадцатое) сообщение о камнерезном искусстве можно прочитать здесь.

К середине 1820-х гг. по проекту К.И.Росси в Екатеринбурге были выполнены две пары одинаковых, выточенных из ямской яшмы ваз. Силуэт их строг и лаконичен. Одна пара предназначалась для Голубой гостиной Елагина дворца ( ныне находится в Государственном Русском музее ), другая поступила в Эрмитаж. К ним, по проекту К.И.Росси, были изготовлены на Колывани массивные постаменты, до нашего времени не сохранившиеся.

Основная масса проектов этого времени принадлежит И,И,Гальбергу, чьё наследие в области камнерезного искусства поразительно обширно.


К концу 1835 года на уральской фабрике сложилось критическая ситуация. Изменение к лучшему принесло новое "Положение", которое вступило в действие в 1836 году. Началось и строительство новых зданий.
Стилевое разнообразие 1830-1850-х гг. практически не проявилось в камнерезных изделиях. Значительное развитие получил лишь стиль "неогрек". Мотивы греко-римской орнаментики прослеживаются в сделанной по проекту И,И,Гальберга вазе из зелёной яшмы яйцевидной формы с почти цилиндрическим горлом. В 1851 году вазу в числе других изделий Екатеринбургской фабрики представили на Всемирной выставке в Лондоне, где она была "удостоена особого внимания публики".
Отмеченная прямым влиянием античности, уральская продукция второй трети ХIХ века органично вписалась в интерьеры нового музейного здания Эрмитажа. В центре "Зала манускриптов" поставили огромную чашу из таганайского авантюрина, малахитовые вещи разных форм экспонировались в Галерее древней живописи. Так называемый "Малый просвет" немыслим без роскошного ансамбля - большой чаши и двух кратеров из лазурита.


Однако, с середины 1850-х гг. достигнутые успехи начали сводится на нет. К предреформенному 1860 году фабрика подошла с резким сокращением крупных заказов. Всё настойчивее ощущался недостаток средств, уменьшилась и добыча камня, в работу шло сырьё, добытое в предшествующий период.
( по Н.Мавродиной ).

Следующее (тринадцатое) сообщение о камнерезном искусстве можно прочитать здесь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий