Предыдущее (двенадцатое) сообщение о камнерезном искусстве можно прочитать здесь.
Отмена в 1861 году крепостного права послужила существенным тормозом дальнейшей деятельности Екатеринбургской гранильной фабрики. Дешёвый обязательный труд, приписанных к казённому заведению мастеров был основополагающим условием развития этого производства.
В 1861 - 1863 гг. продолжалась обработка вещей, начатых до крестьянской реформы. В традициях прошлого было создана "элиптовая" чаша из родонита. Овальные чаши подобной формы изготавливались на всех камнеобрабатывающих фабриках России из разных пород камня, однако академик М.А.Щурупов выполнил в 1859 году этот проект, исходя из уже заданных габаритов уникального по размеру блока камня. Красота родонита, гордости Урала, в данном изделии не нарушена ни бронзой, ни резьбой "Единственная по редкости и величине камня элиптовая орлецовая чаша" экспонировалась в 1870 году на Всероссийской мануфактурной выставке в Петербурге, а спустя три года украшала русский отдел на Всемирной выставке в Вене.
Интересная работа последней трети ХIХ века - большая ваза яйцевидной формы из калканской яшмы. Автором проекта был архитектор А.И.Калкау. Монументальное туловище вазы сплошь покрыто рельефным декором, в котором отчётливо прослеживается подражание резьбе на античных мраморных вазах: лоза с гроздьями винограда, акантовые завитки с розетками, листья аканта. Две резные ручки выполнены в виде голов сатира. Резьба по твёрдой яшме являлась исключительно трудной задачей, но была выполнена блестяще.
Объём художественной продукции 1860 - 1870 гг сократился, основную часть составили вещи небольших размеров: это вазы и чаши, главным образом, из калканской яшмы и орлеца, чернильные приборы, пресс-папье с рельефными цветами и плодами, каменные черенки для ножей и вилок, пуговицы, подносные блюда, солонки и разнообразные пасхальные яйца.
На рубеже веков в ассортимент добавились туалетные приборы, корзиночки, пепельницы и другие изделия утилитарного характера.
( по Н.Мавродиной ).
Следующее (четырнадцатое) сообщение о камнерезном искусстве можно прочитать здесь.
Отмена в 1861 году крепостного права послужила существенным тормозом дальнейшей деятельности Екатеринбургской гранильной фабрики. Дешёвый обязательный труд, приписанных к казённому заведению мастеров был основополагающим условием развития этого производства.
В 1861 - 1863 гг. продолжалась обработка вещей, начатых до крестьянской реформы. В традициях прошлого было создана "элиптовая" чаша из родонита. Овальные чаши подобной формы изготавливались на всех камнеобрабатывающих фабриках России из разных пород камня, однако академик М.А.Щурупов выполнил в 1859 году этот проект, исходя из уже заданных габаритов уникального по размеру блока камня. Красота родонита, гордости Урала, в данном изделии не нарушена ни бронзой, ни резьбой "Единственная по редкости и величине камня элиптовая орлецовая чаша" экспонировалась в 1870 году на Всероссийской мануфактурной выставке в Петербурге, а спустя три года украшала русский отдел на Всемирной выставке в Вене.
Интересная работа последней трети ХIХ века - большая ваза яйцевидной формы из калканской яшмы. Автором проекта был архитектор А.И.Калкау. Монументальное туловище вазы сплошь покрыто рельефным декором, в котором отчётливо прослеживается подражание резьбе на античных мраморных вазах: лоза с гроздьями винограда, акантовые завитки с розетками, листья аканта. Две резные ручки выполнены в виде голов сатира. Резьба по твёрдой яшме являлась исключительно трудной задачей, но была выполнена блестяще.
Объём художественной продукции 1860 - 1870 гг сократился, основную часть составили вещи небольших размеров: это вазы и чаши, главным образом, из калканской яшмы и орлеца, чернильные приборы, пресс-папье с рельефными цветами и плодами, каменные черенки для ножей и вилок, пуговицы, подносные блюда, солонки и разнообразные пасхальные яйца.
На рубеже веков в ассортимент добавились туалетные приборы, корзиночки, пепельницы и другие изделия утилитарного характера.
( по Н.Мавродиной ).
Следующее (четырнадцатое) сообщение о камнерезном искусстве можно прочитать здесь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий