Таким образом, сакральные представления проявляются уже в материале и форме печатей. Если использование второго фактора прослеживается в имитации формы "псевдопечатями", то параллелью к использованию свойств материала являются бусы. Как и печати, бусы из разных камней входили в погребальный инвентарь и, вероятно, также выступали в качестве вещи-знака. В одном из текстов просверленный драгоценный камень выступает как знак брачного соединения.
Но главное, что отличает печать и от бусин, и от подвесок-имитаций, - наличие вырезанного изображения. Если вещь, так или иначе связанная с ритуалом и созданная с соблюдением определённых правил ( т.е. требований канона ), является сакральной, то нанесённое на неё изображение также должно быть соотнесено со сферой сакрального и выражать в знаковой форме наиболее важные моменты восприятия. При этом даже в самом схематичном изображении на имеющей сакральное значение вещи не может быть случайных, второстепенных, исключительно декоративных элементов ( скорее, наоборот, чем условнее изображение, чем больше оно приобретает оно характер знака, тем строже должен производиться отбор элементов ). В силу своей связи с религиозными представлениями печати требовали изображений с устойчивым символическим значением, насыщенным многослойным содержанием и чётким выражением этого содержания.
Печати-амулеты являлись средствами установления связи между людьми и божествами, миром реальным и миром сверхъестественного. Магическая сила, которой наделялась печать, складывается, по меньшей мере, из трёх составляющих - формы, материала и изображения. Благодаря этим факторам произведение глиптики функционирует как магический инструмент. При этом исполнитель ( субъект магического действия ) обладает мистической силой постольку, поскольку обладает предметом, наделённой этой силой; в случае утраты магического инструмента он соответственно лишается возможности пользоваться помощью этой силы.
Печать, являющая амулетом ( средством защитной магии ), выступает в качестве магического инструмента и в процессе опечатывания. Контактная магия основана на "законе соприкосновения": вещи, которые раз пришли в соприкосновение друг с другом, продолжают взаимодействовать на расстоянии после прекращения прямого контакта. В случае с печатью действие этого закона усиливается сохранением на оттиске рельефного изображения. Тем самым опечатанные предметы ( двери, сосуды ) и таблички с оттисками передаются под защиту высшей силы.
( по Е.И.Кононенко ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий