среда, 13 июля 2022 г.

Каменная палитра Московского метрополитена ( девятое упоминание ).

     Наиболее яркие тона синего цвета выделяют афганский лазурит месторождения Сары-Санг, среди других этот лазурит по праву считается лучшим в мире, и поэтому самым дорогим. Знаменитые пятиметровые колонны алтаря Исаакиевского собора в С-Петербурге выполнены из афганского лазурита, хотя в то время его покупали через Китай по цене серебра. Всего два века назад за попытку нелегально вывезти лазурит из Афганистана торговцы могли поплатиться своей головой. Беспрерывные войны на протяжении десятков лет привели к тотальной распродажи лазурита как средства оплаты за оружие, и теперь афганский лазурит перестал быть редкостью, но и сегодня за килограмм высокого качества платят несколько сот долларов. Мы же можем позволить себе полюбоваться лазуритом даже в метро.

     Уральский родонит также занимает важное место в целом ряде мозаичных работ. Характерный для Малоседельниковского месторождения густой бордово-красный цвет камня с чёрными прожилками удачно обыгран, например, в картине "Дама с собачкой" ( станция "Чеховская" ).

     Неожиданно эффектным в мозаиках оказался флюорит с Колонтуйского месторождения ( Забайкалье ). Чёткая зональность сиренево-фиолетовой окраски флюорита неоднократно использовалась художниками для передачи зрителю ощущения неравномерности освещения деталей пейзажа в картине.

     Мраморный оникс из карлюкских пещер в Туркмении совместно с приморским скарном часто используются для создания каёмок и оторочек, завершающих замысел картины. Мелкие детали мозаичных картин иногда выполнялись камнями изумрудно-зелёного цвета - жадеитом и нефритом или бирюзово-зелёным амазонитом, фон неба или синие цветочки - ярким лазуритом, а общий фон создавался пестроцветными, полосчатыми или однотонными уральскими яшмами.

     При украшении станции "Петровско-Разумовская" решили использовать дальнегорский скарн. 50 тонн скарна было отправлено с Приморского края в Москву. Много задач пришлось решать распиловщикам и художникам, уж слишком изощрён рисунок скарна, он совершенно разный при различных плоскостях разреза. Зато сейчас, без преувеличения, можно сказать, что на этой станции получился музей дальнегорского скарна.

     Одновременно было открыта станция "Тимирязевская" ( архитекторы В.А.Черемин, А.Л.Вигдоров ) с мозаичными картинами из цветных камней на торцовых частях зала ( художники М.А.Шорчев, Л.К.Шорчева ). В картинах этой станции использованы такие яркие камни как лазурит и чароит, много присутствует забайкальского флюорита, уральского родонита, офиокальцита, а также других камней.



( по Е.П.Мельникову и др. ). 

Комментариев нет:

Отправить комментарий