понедельник, 5 декабря 2022 г.

История янтаря ( четырнадцатое упоминание ).

      В эпоху Возрождения отмечается расцвет использования янтаря благодаря покровительству королевских особ, и любой геммолог, связанный с прикладным искусством, должен уметь соотносить определённые стили резных изделий из янтаря с соответствующим периодом этой эпохи. Культура Возрождения достигла вершины в XVII столетии, а её истоки прослеживаются от XIII века, когда в политической жизни Северной Европы важную роль стал играть Тевтонский рыцарский орден.

     Тевтонский орден был основан во время крестовых походов и в 1211 году возвратился в Европу. Он представлял собой прекрасную военную организацию из наёмных солдат и сыграл решающую роль в подавлении восстания прусов на Балтийском побережье, в результате чего им была захвачена эта территория. В 1309 году Великий магистр ордена Зигфрид фон Фейхтванген перенёс свою резиденцию из Венеции в Мариенбург ( ныне Мальборк ).

     Поначалу рыцари ордена не придавали значение янтарю, оказавшемуся в их владениях. Рыцари ввели в своих владениях строгий дисциплинарный кодекс, и хотя местному населению было дозволено собирать янтарь, его нельзя было хранить и обрабатывать на территории ордена. Это простое, но чреватое серьёзными последствиями правило, что весь янтарь следовало отправлять в специальные хранилища или цеха далеко от Балтики, привело к тому, что на протяжении нескольких столетий в местах добычи янтаря отсутствовал надомный художественно-камнерезный промысел.

     До конца XVI века большая часть янтаря использовалась для изготовления чёток и различных сосудов. Основными центрами по обработке янтаря были Брюгес ( основанный в 1302 году ) и Любек ( основанный в 1360 году ). Сохранилось немного образцов этих ранних изделий, но при раскопках в районе замка Бейнард в Лондоне нашли чётки XIV века различных стадий обработки. Считается также, что янтарь обрабатывали и в Вейсмаре.

     Почти ничего не известно об обработке янтаря в XIV веке. В Брюгесе и Любеке существовало два цеха изготовителей чёток, но их работы практически не сохранились. Однако, мы располагаем описью имущества королевских домов Франции и Бургундии, в которых упоминаются гораздо более сложные предметы, но не указано место их изготовления. В 1361 году король Франции присоединил к своему государству герцогство Бургунское и передал его своему сыну Филлипу Смелому, который женился на принцессе Фландрии и Антверпена и тем самым расширил королевство. В результате этого брачного союза и могли появиться следующие предметы:

1379 год. Рельеф из янтаря с изображением святого семейства, трёх царей и святого Анастасия.

1389 год. Фигурка святой Маргариты с драконом, оправленная в позолочённое серебро. Три ножа с рукоятками из янтаря.

     Ручки столовых приборов из янтаря делали в течение всей эпохи Возрождения. В XIV веке при французском дворе начали пользоваться вилками, но в других местах они внедрялось медленно.

     Местонахождение перечисленных предметов не известно, но сохранились два других сходных между собой изделия. Они представляют собой небольшие рельефы из янтаря с изображением головы Христа, оправленные в серебряные рамки с эмалью. Один из них находится в Мюнхене ( Баварский национальный музей ) и датируется 1380 годом, а другой - в Собрании Уоллеса в Лондоне и вставлен в оправу середины XV века.



( по Э.Фракей ).


Комментариев нет:

Отправить комментарий