На определённом этапе важное значение стала играть Померания, когда Эрик Померанский унаследовал право правления Данией, Швецией и Норвегией у своей бабушки королевы Маргариты. Нам известно, что в Померании в XV веке был основан цех Столпа, поскольку имеется упоминание о том, что власти поначалу отказали жителям Данцига в создании своего собственного цеха из-за существования цеха Столпа. В конце концов в Данциге в 1477 году был основан цех по обработке янтаря.
Продолжалось производство чёток из янтаря. Такие чётки часто встречаются на картинах того времени. Нидерландские живописцы братья ван Эйк первыми в Европе стали применять технику живописи маслом, а Ян ван Эйк написал трактат о приготовлении олифы. На одной из самых знаменитых его картин - портрете супругов Арнольфини ( Национальная галерея в Лондоне ) на заднем плане изображены янтарные чётки. На картине XV века "Мадонна с ребёнком" ( Венгерская национальная галерея, Будапешт ) янтарные чётки изображены в центре полотна.
Мы располагаем документальным подтверждением наличия янтарных чёток в Англии того времени, причём этот материал ценился очень высоко, поскольку нередко по наследству передавались отдельные бусины.
В 1463 году Джон Барет завещал настоятелю монастыря св. Эдмундса в городе Бери свои "бусы из белого янтаря с кольцом из серебра и золотым крестом". По паре янтарных бусин каждому из семи наследников, а также каждому "йомену из моей челяди".
В 1504 году Анна Баррет завещала настоятелю монастыря св. Эдмундса в городе Бери "большие бусы из белого янтаря".
Продолжалось изготовление и более крупных изделий. В старинных европейских реестрах перечислены следующие изделия из янтаря:
1412 г. Герцог де Берри. Рельеф с изображением Мадонны, вставленный в деревянную оправу.
1416 г. Герцог де Берри. Мадонна в золотой короне под балдахином.
1418 г. Из сокровищ Лувра. Янтарное распятие.
1483 г. Шарлотта Савойская. Небольшой рельеф с головой Христа.
1514 г. Шарлотта дАльбре. Дюжина янтарный чёток.
Типичными изделиями этого периода является статуэтка сидящей МАдонны из Люнебурга, которая в настоящее время находится в Музее Кестнера в Ганновере, и две потирные чаши, возможно сделанные в Любеке или Брюгесе, а сейчас находящиеся в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.
( по Э.Фракей ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий