воскресенье, 6 декабря 2020 г.

Стили ювелирных украшений ( двадцать второе упоминание ).

                                         М О Д Е Р Н

     Новый стиль окончательно оформился к началу 90-х годов ХIХ века. Его появление было встречено с необычайным энтузиазмом. Архитекторы, художники, графики и мастера прикладного искусства сразу увидели его креативные возможности и устремлённость в будущее. Собственно, отрицание надоевших всем неостилей и ориентация на новое оригинальное искусство декларировались уже в самом названии стиля. По-французски оно звучит как " ар нуво" ( новое искусство ); не менее многозначительны названия нового стиля в Германии - "югендстиль" ( стиль молодости ) и в России - "модерн" ( с французского - новейший, современный ).

     Однако претензии основоположников модерна на абсолютную новизну и полное забвение искусства прошлого несколько преувеличены. Новый стиль возник не в одночасье и не на пустом месте. Он складывался из множества тенденций и направлений, среди которых не последнее место занимало и обращение к историческим стилям. На начальном этапе формирования модерна особенно ощутимо влияние готики. И это не случайно, атмосфера духовной жизни второй половины ХIХ века была насыщена чарующей мистикой Средневековья. Она звучала в операх Рихарда Вагнера, вдохновляла поэтов-символистов, царила в декаденских кругах того времени.



     Творчество художников модерна не избежало и влияния искусства других эпох - крито-микенской культуры, своеобразной пластики этрусков, красоты форм и орнаментики кельтских вещей, итальянского маньеризма конца ХVI века. Однако, в эпоху модерна обращение к искусству прошлого носило принципиально иной характер, чем в предшествовавший период. Оно заключалось не в заимствовании элементов каких-то определённых стилей и воспроизведении исторических образцов, а в синтезе разных культур, обобщении художественного опыта предыдущих поколений.

     Заметное влияние на стиль модерн оказало также знакомство Европы со Страной восходящего солнца, которая долгое время была закрыта для европейцев. Утончённое мировосприятие японцев, культ природы, изысканная декоративность костюма и окружающих их вещей, завораживали художников и не могли не овладеть их воображением. Привлекало и умение японцев видеть и ценить красоту, казалось бы, самых простых материалов. Созвучными представлениям того времени о красоте оказались и излюбленные мотивы японского искусства - изображения хризантем и орхидей, волн и скал, обитателей морских глубин и снежных вершин. Интерпретация всех этих мотивов органично вошла в образную систему модерна.



( по И.В.Шаталовой ).


     

Комментариев нет:

Отправить комментарий