понедельник, 23 августа 2021 г.

Византийская ваза ( первое упоминание ).

     Это редкое произведение византийских мастеров из полудрагоценного агата принято датировать 350 годом и относить к разряду самых привлекательных произведений искусства, к которым тянутся руки коллекционеров и императоров, художников-собирателей и хранителей ценностей, пиратов, воров и авантюристов. Маршруты путешествий вазы, украшенной рельефом с веселящимися пьяными сатирами в винограднике, теряются во тьме веков. Прежде, чем дойти до нас, она не раз исчезала из поля зрения специалистов и знатоков, не раз всплывала из небытия, чтобы украсить коллекции меценатов разных стран и эпох. 

     Выставленная в ХХ веке на аукционе в Нью-Йорке, ваза сопровождалась описанием в каталоге, где её называли вазой Питера Пауля Рубенса и свидетельствовали, что именно она принадлежала английскому поэту Уильяму Бекфорду. Но подтверждения этим фактам представлены не были, и удивительное декоративно-прикладное произведение продавалось как не имеющее подтверждённой легенды.

     Свидетельства подлинности легенды всплыли совершенно неожиданно. Дотошный музейный служащий Марвин Чаунси Росс как-то раз рассматривал материалы, связанные с жизнью и творчеством поэта, в альбоме с видами резиденции Уильяма Бекфорда - Фонтхилл Джиффард, славившийся как роскошный особняк готического стиля. Мода на готический стиль была столь популярна в Англии конца ХVIII столетия, что многих привлекали форма и отделка прекрасного особняка, построенного для автора оккультного произведения "Ватек" архитектором Джеймсом Уаттом. Естественно, что в доме поэта большое место отводилось различным произведениям европейского и английского искусства и бесконечному числу книг. На одной из иллюстраций была воспроизведена книга в дорогом, ручной работе переплёте, на котором музейный работник обнаружил изображение вазы, представленной на аукционе в Нью-Йорке. 

     Это настолько заинтриговало Росса, что он обратился к архивным материалам о Бекфорде и перечитал его переписку с обладателями реликвий и художественных ценностей, постепенно перекочевавших в имение поэта. Так было обнаружено письмо, написанное неким человеком, хорошо знакомым с собранием редкостей поэта, в котором упоминалась "ваза, состоявшая из одного целого блока халцедона-оникса", считавшаяся "одним из любопытных предметов". И любопытную подробность отмечал корреспондент английского поэта, вспомнивший рассказ владельца о том, что Питер Пауль Рубенс "раскрашивал её, за что в своё время ему была отдана очень большая сумма денег". Эти слова подтверждала и гравюра с рисунком Рубенса, также хранившаяся в собрании поэта. Такие доказательства принадлежности произведения одному из известнейших поэтов ХVIII столетия должны были привлечь к вазе дополнительных покупателей и специалистов по литературе. Однако, исследователь Росс не остановился в своих поисках и переключился на архивные материалы, связанные с имением фламанца. Здесь ему удалось найти не только многочисленные упоминания о вазе в письмах мастера, но и выдти на других владельцев редкого произведения.

( по Ю.М.Гоголицыну ).



Комментариев нет:

Отправить комментарий