среда, 13 апреля 2022 г.

Ацтеки. Ювелирная и каменная культура ( четвёртое упоминание ).

      Некоторые ювелирные украшения с подвижными частями сохранились до наших дней. Одно - ротовое украшение в виде змеи с подвижным языком, другое - маленькая подвеска в виде черепа с прикреплённой нижней челюстью, с которой свисают кисточки и колокольчики. Эта подвеска была найдена в миштекской области Оахаке. Здесь же нашли три биметаллических предмета - пара маленьких солнечных дисков ( наполовину золотых, наполовину серебряных ), в которых два металла соединены ковкой, и подвеска подвеска в виде божества с маской клюва орла, в ней серебряная и золотая части спаяны с помощью припоя.

     Благородные металлы комбинировались с перьями или инкрустировались жадеитом и бирюзой. Из рук мастеров выходили ожерелья, кулоны, украшения для волос, ушей, губ, кольца для пальцев и носа. Из золота, серебра и олова делала сосуды, отливали фигурки. Листовой металл получали путём холодной ковки и отжига, затем из листов вырезали нужные формы, которые украшали рельефным тиснением с обратной стороны. В частности, так были изготовлены диски из серебра и золота размером с мельничные жернова, которые завоеватель Кортес отослал императору Карлу I.

     Многие вещи делались способом литья по выплавляемому воску. Для полых изделий - фигурок или подвесок с подвижными частями - золотых дел мастера сначала изготавливали ядро из измельчённого в порошок угля, смешанного с гончарной глиной. Ядро высушивали, пока оно не становилось твёрдым, тогда из него маленьким металлическим лезвием вырезали желаемую форму. Затем мастер брал очищенный пчелиный воск, смешанный со смолой ( для большей прочности ), раскатывал его тонким слоем и покрывал этим составом вырезанную фигуру. Воск густо покрывался смесью из тщательно измельчённого в порошок угля и воды. затем этот слой, в свою очередь, покрывался слоем крупнозернистого угольного порошка, смешанного с глиной. Деревянные колышки удерживали фигурку в нужном положении так, чтобы она не двигалась во время отливки, а в литейной форме проделывались отверстия, через которые должен был вытекать воск, в то время как вливаемый расплавленный металл занимал его место. После этого литейная форма нагревалась на жаровне, воск плавился и вытекал через отверстия, оставляя пустое пространство между фигуркой и формой. Золото плавилось в тигле, затем выливалось в литейную форму, где оно заполняло место расплавленного воска и, затвердев, давало точную металлическую копию воскового оригинала. Чтобы достать содержимое, литейную форму разбивали. Обычно восковую модель делали вручную, но некоторые компоненты ( например, крылья птицы ) часто отливались в открытых литейных формах.



( по У.Брэю ).

Комментариев нет:

Отправить комментарий