вторник, 26 апреля 2022 г.

Каменная палитра Московского метрополитена ( первое упоминание ).

      Московский метрополитен по праву входит в список 100 уникальных сооружений мира, которые каждому жителю планеты необходимо посетить и увидеть хотя бы один раз. В этом списке представлены также Московский Кремль и собор Василия Блаженного. По всеобщему признанию, Московский метрополитен является самым грандиозным подземным музеем мирового значения. 

     Вопрос о строительстве метро в Москве неоднократно рассматривался городскими властями, начиная с 1902 года. Но непредвиденные для страны события Первой мировой войны, затем Февральской и Октябрьской революций, и последовавшей за ними Гражданской войны, надолго перенесли решение этого вопроса. Москва вновь стала столицей, резко возросла численность её населения. Это требовало кардинальных решений в организации транспортного движения большого города. В 1925 - 1930 годах коллективом специалистов Управления трамвайного транспорта под руководством К.С.Мышенкова и С.Н.Розанова был разработан эскизный проект подземного скоростного транспорта, в котором предусматривалось строительство четырёх диаметральных и одной кольцевой линии общей протяжённостью 50 км.

     Известный писатель-фантаст Герберт Уэльс, которого познакомили с планами строительства метро в Москве, назвал этот проект утопией и порекомендовал закупить английские автобусы.

     В июне 1931 года руководством Советского Союза было принято постановление о строительстве московского метрополитена. Каждая станция первых линий метро была настоящим шедевром архитектуры, ведь в их проектировании принимали участие такие известные архитекторы, как А.В.Щусев, В.Г.Гельфрейх, А.И.Фомин. Многие известные художники и скульпторы того времени, в том числе Александр Дайнека, Павел Корин, Матвей Манизер и другие создавали свои работы специально для интерьеров подземных станций. Со всех регионов страны горные предприятия направляли на стройку лучшие облицовочные и цветные камни. Фактически, великая стройка дала сильнейший толчок для развития целой отрасли облицовочного сырья и строительства новых горнодобывающих и камнеобрабатывающих предприятий. 

     В период 1931 - 1955 годов московскими архитекторами была заложена традиция использования цветных и декоративно-облицовочных камней в интерьерах и монументальных архитектурных сооружениях метрополитена. Начиная с середины семидесятых годов, когда были сняты запреты на использование природных облицовочных камней, эта традиция была продолжена и ряд станций метро украсились монументальными мозаиками из цветных мраморов и даже ювелирно-поделочных камней ( Нагатинская, Ленино, Чеховская, Петровско-Разумовская и др. ). Трудно перечислись все разновидности природных камней, использованных для украшений станций метро, поэтому мы остановимся лишь на наиболее привлекательной их части - цветных и декоративно-облицовочных камнях.



( по Е.П.Мельникову и др. )

Комментариев нет:

Отправить комментарий