понедельник, 4 апреля 2022 г.

История гагата ( двадцатое упоминание ).

      Высокие цены на изделия из гагата, несомненно, явились одной из причин упадка художественного промысла к концу XIX века, но были, разумеется, и другие причины. Уже в отчёте 1877 года сообщалось о депрессии в торговле гагатовыми изделиями. В 1881 году число мастеров промысла снизилось до 600, их средний заработок составлял 1 ф. ст. в неделю, а в предыдущие 10 лет мастера получали 4-6 ф. ст. К 1884 году число мастеров сократилось до 300  и эта тенденция продолжилась до 1921 года, , когда в деле было занято не более 40 человек, да и то неполный рабочий день. 

     В викторианскую эпоху мастерские имели различные размеры - от небольших комнат на одно - два рабочих места до вместительных помещений, как у Чарлза Брайана, где одновременно могли работать 170 мастеров. Наибольшее распространение получили мастерские, в которых обычно работали 6 - 10 человек, причём все они трудились в одной комнате. На старинных фотографиях изображены расположенные вокруг стен массивные деревянные верстаки, к которым крепились приводные устройства к токарным станкам. По центру комнаты также размещались верстаки с прибитыми к ним толстыми деревянными брусами. Между ними устанавливали чугунную печку для отопления помещения и разогрева клея, используемого в производственном процессе. Присматривать за печкой обычно поручали самому юному подмастерью. Независимые мастера имели собственные небольшие мастерские под навесом в саду или на мансарде. 

     В 1977 году на одной небольшой мансарде старого дома была обнаружена нетронутая мастерская викторианской эпохи. Здесь были инструменты, куски гагата, гранильные станки, готовые изделия и многое другое, причём всё это покрывал толстый слой гагатовой пыли. Уитбинский музей арендовал это помещение с прилегающими постройками, сделал ремонт и провёл освещение.

     Вдоль стен комнаты размещались крепкие деревянные рабочие скамьи, поддерживаемые вертикальными стойками, которые образовывали кронштейны для крепления шлифовальных или полировальных колёс. Каждый станок или колесо приводились в движение ремённой передачей, связывавших их с большим деревянным маховиком диаметром 0,86 метра, который вращался с помощью ножной передачи. В некоторых местах вдоль деревянных скамеек торчали толстые бруски, на которых мастера разрезали гагат на куски. К скамейке были прикреплены тонкие полоски наждачной бумаги. Их применяли для полирование пазов и пустот в заготовках, поскольку эти операции нельзя было выполнять на шлифовальных кругах.

     Один из углов комнаты был отгорожен под небольшую конторку, вероятно предназначавшуюся для старшего мастера. Прорезанное в стене конторки небольшое окошечко служило ему для наблюдения за работающими. Хотя помещение пустовало, не трудно представить себе, что в нём когда-то работало, возможно, шесть или более мастеров с мальчиком, разогревавшим клей на чугунной печке.



( по Э.Муллеру ).



Комментариев нет:

Отправить комментарий