четверг, 21 апреля 2022 г.

История гагата ( двадцать первое упоминание ).

       Старатели доставляли гагат в Уитби, продавали его купцам-заготовителям, среди которых были Уильям Томпсон, Томас Холл, Элиша Уолкер, Джордж Хоппер и Реймонд Пегуеро. Последний из названных - испанский купец, поставщик гагата - доставлял его в Уитби из Испании. Во время одного из визитов он влюбился в местную девушку, женился на ней и открыл в Уитби своё дело. Эти люди имели склады, где хранились запасы гагата, пока на них не возникал спрос. Поставщики гагата занимались его сортировкой с учётом качества сырца, формы и размера кусков. Затем хозяин мастерской приобретал у купца-поставщика такой гагат, какой ему требовался в данный момент.

     В мастерской распределением гагата-сырца между работающими занимался старший мастер. Это была очень важная и ответственная работа. Каждый кусок гагата тщательно оценивался по качеству, отсутствию трещин и размеру, чтобы решить вопрос о том, что можно из него сделать. Небольшие куски низкого качества шли на изготовление бус. Для камей требовался достаточно толстый, без изъянов кусок гагата, а для монограмм можно было использовать очень тонкие пластинки. Из высококачественного сырья делали бюсты и портсигары. Некоторые из старших мастеров слыли талантливыми скульпторами. 

     Добытый гагат, как правило, имел корочку сине-коричневого цвета из-за нахождения в сланце. Особенно высоко ценился гагат с синей глиняной плёнкой. Такой гагат находили около Баулби. 

     Корочку с гагата удаляли специальным зубилом без использования молотка. После кусок гагата раскалывали на несколько частей подходящего для обработки размера и формы. Поскольку гагат был дорог, его отходы на этой стадии обработки должны быть минимальными, ибо даже небольшие осколки могли использоваться для изготовления бусин. Затем отколотые куски обрабатывали ( обтачивали острые углы ) на шлифовальном круге диаметром 350 мм, изготовленном из крепкого песчаника, со смачиванием водой.

     Затем гагат попадал к мастеру, который уже выполнял резьбу, гравирование, инкрустацию и т.д. Для резьбы использовался довольно немудрённый, изготовленный вручную из старого напильника или полотна ножовки инструмент. Такие инструменты имели неказистый вид, но чрезвычайно ценились и нередко переходили от отца к сыну. 



( по Э.Муллеру ).

Комментариев нет:

Отправить комментарий