среда, 20 апреля 2022 г.

Сад камней.

     Японская поэзия, новеллистика, каллиграфия, философия, единение с природой, созерцательность, боевые искусства... Многое говорит о самобытной, высокой культуре народа, пусть, на первом этапе, и с элементами заимствования у древнейшей китайской цивилизации. 

     ( О, если бы я не читал документов о нечеловеческой, иррационально-звериной жестокости японцев в годы Второй мировой на оккупированных территориях Кореи, Китая, Индокитая, Малайзии, Индонезии, Филиппин. Я бы считал японскую культуру одной из величайших в мире... Впрочем, кто я такой, чтобы судить целую нацию? )

     Долгая история Японии знает периоды расцветов и упадков. Так, в середине XV века расцвела так называемая культура Хигасиямы, которая проявилась в поэзии, театре, живописи, архитектуре. Возникло искусство чайной церемонии, икебаны, появились знаменитые японские садики и многое другое.

     Именно в то время возникла чисто японская традиция создания каменных садов. Пожалуй, самый знаменитый такой "Сад камней" ( или "Философский сад" ) можно видеть в Киото, в дзэн-буддийском храме Рёан-дзи ( Храме покоящегося дракона ), ныне внесённом в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сад камней создал мастер Соами в 1499 году. Его сад занял небольшую ( 300 кв.м ) прямоугольную площадку в глубине храмового комплекса, вытянутую с востока на запад. Здесь мастер поместил пятнадцать необработанных каменных глыб, разбитых на пять небольших групп. Каждую глыбу обрамляет зелёный мох, а вся площадка посыпана белым гравием, который аккуратно "расчёсан" граблями на тонкие бороздки, и огорожена с трёх сторон невысоким глинобитным забором.

     Уникальность сада в том, что мастер Соами сумел добиться необычного эффекта: откуда ни посмотри, с любой точки можно одновременно видеть только четырнадцать камней - один камень непременно загорожен от взоров своими "собратьями". Это неизбежно наводит зрителя на размышления о таинствах бытия и природы, о непостижимой премудрости Будды, почему сад и называется "Философским". Однако, главное его назначение не ограничивается размышлениями - он является и своеобразным показателем совершенства верующего буддиста: считается, что узреть все камни одновременно может лишь тот, кто достиг высшей степени просветления.

     У разных людей Сад вызывает разные мысли. Вот, например, "Сад может символизировать собой своеобразие экономической структуры Японии, где утёсы монополистического капитала возвышаются над морем песчинок - бесчисленных мелких и мельчайших предприятий". И ещё: "Это была наглядная модель познания, метафора науки. Обязательно остаётся что-то неизвестное, несосчитанное, неучтённое. Мы уверены, что видим то, что есть, до конца, и в голову не придёт, что есть что-то ещё, чего мы не видим".



Комментариев нет:

Отправить комментарий