Крайне мало известно о самих мастерах - резчиках печатей. Некоторые исследователи считали это ремесло близким работе скульпторов вообще, и, в частности, мастеров, трудившихся над изготовлением каменных сосудов - по крайней мере, на ранних этапах. Возможно, что эти ремесленники работали в общей мастерской ( резчики печатей могли при этом использовать отходы производства более крупных изделий ).
Как практически все остальные ремесленники, резчики были связаны с храмовыми центрами, что объясняется как организацией ремесленной деятельности в Шумере в целом, так и фактом изготовления предметов сакрального назначения, каковыми являлись печати. Мастер-ремесленник осознавал себя и воспринимался окружающими только как средство воплощения освящённой традиции, воспроизводя канонические образцы, являясь посредником акта божественного творения. "Секуляризация" ремесла приходит позже, в эпоху Саргонидов. Первое известное имя резчика - Пузур-Нинкаррак, сын Канати - относится уже к Позднешумерскому периоду.
Специально занимавшийся технологией обработки минералов нв Востоке Г.Г.Лемлейн выделял следующие операции в работе с твёрдыми камнями:
1) грубая черновая формовка путём окола осторожными ударами молотка или резки дисковой пилой;
2) окончательная формовка; в более сложных изделиях - резьба или гравировка особым инструментом;
3) шлифовка поверхности;
4) в специальных случаях - сверление отверстий.
( по Е.И.Кононенко ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий