среда, 30 ноября 2022 г.

Селенит ( двенадцатое упоминание ).

     Недолговечность гипса, очевидно, одна из причин того, что археология не богата находками из этого камня. Но даже немногие счастливые случаи позволяют увидеть картину обработки гипса в давние времена. Резной гипс появился уже в неолите. В храмовом центре Чатал-Куюка ( малоазийская Турция ) найдено множество гипсовых статуэток, уникальных по своей древности сосудов, огромное число точёных гипсовых бус. Находкам этим 9 000 лет. Близкие по стилю искусству верхнего палеолита, статуэтки Чатал-Куюка говорят о всего лишь продолжающейся традиции обработки гипса, истоки которой надо искать ещё глубже.

     Непросто было отношение древнего мира к гипсу. Нетрудно понять портретную скульптуру - гипсовые изображения мужских и женских голов из Лагаша ( Месопотамия, III тыс. до н.э. ), но куда сложнее разобраться в назначении гипсовых амулетов, друзы кристаллов гипса, положенной в изголовье, как это встречается в катакомбных погребениях ( кон. III - посл. четв. II тыс. до н.э. ) на территории Днепропетровской и Волгоградской областей; в кучке охры, насыпанной у подножий гипсовых статуэток, найденных в одном из раскопов на Кубане ( III тыс. до н.э. ); в символике сахаровидной белой гипсовой булавы из некрополя срубной культуры ( II тыс. до н.э. ) у села Мазурки Воронежской области, в многочисленных бусах, пронизках, подвесках, в гипсовом бисере костюмов геоксюрских красавиц, в гипсовых бусинах, обтянутых золотом или серебром из Кара-Депе. 

     Гипсовые кружки, вставленные в глазницы черепа, из погребения таштыкской культуры ( I век до н.э. - VII/VIII вв. н.э. ), раскопанного в Красноярском крае, лишний раз говорят о том, как не прост был для древнего человека этот простой камень.

     Древние рано поняли преимущества белой поверхности гипса. Она мягка, нежна, бархатиста, матова. Таким предстаёт гипс в паре серёг египетского мастера из Саккары ( XVI - XII вв. до н.э. ), хранящихся в Каире. Серьги сделаны в виде катушек. На круглых гипсовых шайбах, оставляя чистой половину их белого поля, наклеены геометрически строгой розеткой треугольные цветные "лепестки". В центре, в невысокой зубчатой гипсовой коронке, чуть поднимается над шайбой кабошон излюбленного египтянами густого полированного сердолика. Блеск сердолика, стеклянистая глянцевость и яркие зелёные и жёлтые краски паст обретают новую меру декоративности на матовом, слегка просвечивающем в краях гипсе.



( по В.Б.Семёнову ).

Комментариев нет:

Отправить комментарий