воскресенье, 8 января 2023 г.

О камнях от В.А.Супрычева ( двадцатое упоминание ).

      В некоторых жилах Карадага встречаются пейзажные яшмы. Сочетания красок в них так изысканы и сложны, что на полировках вырисовываются картины, то фантастические, то натуральные, будто написанные кистью мастера. Правда, красоту пейзажной яшмы надо сначала почувствовать, а затем "извлечь" на солнечный свет. Необработанный кусок яшмы может заинтересовать только специалиста и без вмешательства мастера останется "гадким утёнком". 

     Чего только не увидишь, рассматривая коллекцию приполировок крымских яшм! Вот расплескавшееся золото парчи, погасающий закат над пшеничным полем, трепещущее на обрыве скалы деревцо, а вот в срезе открылся бегущий олень или замер богомол; там - тихая бухта у мыса, оголённые осенью берёзы, вечерний туман над лесным омутком, пылающий осенью клён, белый бал яблоневого сада, зелёное лукоморье. И вдруг - луч солнца, пробивающий пелену облаков... Таких неожиданных картин, порой похожих на пейзажи М.Чюрлёниса, не перечесть, ведь каждый срез пейзажной яшмы открывает нашему взору своеобразную картину, созданную великим непревзойдённым мастером - природой, неисчерпаемой в своей безудержной фантазии. В одной из легенд говорится, что всю звучащая на земле музыка не исчезла бесследно, чарующие звуки уходили в землю и там превращались в узоры, каменную симфонию, навсегда застывшую в самоцветах.

     К группе пёстроцветных и одновременно пейзажных камней можно отнести яшму, равной по красоте которой, наверное, нет нигде в мире. Впервые автор ( В.А.Супрычев ) нашёл её на Карадаге в 1960 году и назвал "парчовой". Сейчас это признанная царица крымских цветных камней. Цвет её коричнево-жёлтый, золотой или розово-сиреневый с великолепными чёрными, иногда розоватыми ветвящимися узорами. В полировках образцы этой редкостной яшмы чрезвычайно декоративны, выразительны и действительно напоминают переливы русской парчи. В этом камне как бы запечатлелись все тона и краски крымской осени. Каменная "парча" изредка встречается в осыпях скалистых склонов, на пляжах и на дне моря, да и то лишь в некоторых укромных местах.

     Откуда в яшме такое разнообразие цветов? Их окраска зависит от состава, соотношения и количества примесей. Зелёные цвета вызваны, обычно, преобладанием в составе закисного железа над окисным, а также примесями зелёных минералов - селадонита и хлорита. Пыле- и нитевидные микровключения гидрогематита и гётита придают яшмам красные, сиреневые, коричневые, красно-бурые и телесные тона окраски. Более редкие чёрные и фиолетовые расцветки вызывают в них примеси дисперсных магнетита и окислов марганца. Белёсые и бледно-зелёные, розовато-белые оттенки в карадагских яшмах возникают в результате выветривания.

     Яшма привлекает не только красотой невыцветающей окраски, живостью рисунка, но и большей прочностью, долговечностью, вязкостью и однородностью. Из этого камня ещё в давние времена вытачивали шкатулки, табакерки, вазы, кубки и различные украшения для дворцов и даже атрибуты власти. Известно, что булава Богдана Хмельницкого, прежде принадлежавшая князю Заславскому, была сделана из монолитного куска яшмы и разукрашена 130 самоцветными камнями, в том числе и бирюзой. 



Комментариев нет:

Отправить комментарий