среда, 25 января 2023 г.

Глиптика ( шестнадцатое упоминание ).

     Несмотря на огромный ежегодный прирост находок на островах Эгеиды и на материке Балканского полуострова, эти два оттиска оставались единственными в своём роде вплоть до 30-х гг. XX века, когда в развалинах так называемого "Малого дворца" в Кноссе Эвансом было найдено третье портретное изображение. На этот раз удалось найти не оттиск на глине, а стеатитовую печать с портретом пожилого бородатого мужчины, названного Эвансом "жрецом-дервишем". 

     В этом портрете индивидуальные особенности модели кажутся особенно утрированными. Под рукой резчика очертания лица стилизуются, принимают динамичный характер. Полуприкрытые веки старца как будто хранят хитрую усмешку, раскрытые губы придают лицу такое выражение, словно он, одновременно и улыбается и поёт, нос своеобразной формы задорно вздёрнут вверх, бородка будто приклеена к лицу. При всём том сохраняется впечатление неповторимого, индивидуального образа пожилого хитрого и скептического критского "вельможи" или "царя". Голову его венчает сложная высокая причёска с падающими на шею локонами. 

     Все три персонажа из Кносского дворца получили под резцом критского мастера лаконичные, но меткие характеристики. То, что здесь речь идёт о портретах представителей социальных верхов достаточно дифференцированного критского общества, видно из самой локализации находок. Об этом же свидетельствует и их ограниченное число.

     Находка, сделанная в 1952 году в Микенах, видимо, подтверждает такое предположение. Здесь, в одном из погребений второго круга шахтовых гробниц была обнаружена гемма с четвёртым портретным изображением в эгейской глиптике. Небольшая аметистовая печать-лентоид ( 0,9 см в диаметре ) сохранила изображение головы бородатого мужчины. То же сочетание смелой стилизации, придающей особую мажорную динамичность изображению, и несомненного стремления передать индивидуальность характерно и для этого портрета, найденного на материке, но исполненного в традициях критского искусства. Широко открытый глаз, подчёркнутые скулы, чуть тронутые улыбкой губы, загнутая вперёд борода и задорный локон надо лбом - всё вместе создаёт полный движения и энергии образ микенского династа.  Печать была найдена вместе с электровой погребальной маской. Возможно, оба памятника представляют портрет одного и того же лица, исполненный в разных техниках. Маска отличается большей примитивностью и стилистически связана с микенским искусством.

     Все четыре рассмотренных портрета близки по времени и относятся к XVII - XVI вв. до н.э. Сама малочисленность этих четырёх портретных гемм среди тысяч крито-микенских резных камней говорит об их особом назначении. Вероятно, это были инсигнии власти лиц, составляющих верхушку общества, что подтверждается местом их находок - в развалинах царских дворцов и в родовом погребении микенского династа. 



( по О.Я.Неверову ). 

Комментариев нет:

Отправить комментарий