Гипсовые изделия I в. до н.э. - I в. н.э., известные по сарматским погребениям Приуралья, Прикубанья и Приднестровья, как правило, провощены. Воск придаёт камню более плотную поверхность, немного усиливает природный цвет гипса. Благодаря этой технологической новинке сарматские гипсовые изделия, несмотря на свою древность, до сих пор выглядят новыми, в то время как лишённые воскового покрытия, но археологически более молодые изделия Пантикапея I в.н.э. сильно источены, местами осыпаются каменной мукой. Влага и соль не пожалели великолепные ольвийские чаши с крышками VI в.до н.э., боспорские алабастры V - IV вв. и изящные амфориски IV и II вв. до н.э. Разрушения гипса столь велики, что воссоздать внешний облик изделий бывает уже невозможно. Тем более, когда возраст этих изделий 5 000 лет.
На тулове сарматских шаровидных сосудов обычно видишь лежащую по вертикальной оси сосуда фигурку животного с поджатыми задними лапами, обращённую головой вверх, к венчику. Они - своеобразное подобие ручки, сводящейся при очень малом, буквально миниатюрном размере сосудов к чисто декоративному или неясному для нас знаковому значению. Кроме сосудов известны сарматские гипсовые пряслица и несколько гипсовых подвесок. Особенным разнообразием отличаются подвески из белого гипса, найденные в Оренбуржье.
Сарматские камнерезы, очевидно, питали особое пристрастие к мелкозернистому белому гипсу, преобладающему в их памятниках. В женском погребении у Зубовского хутора встречен образец розового гипса. Из него вырезан небольшой тонкостенный сосудик. Вощение усилило цвет камня, и сосудик кажется красным.
В I в. палитра гипса становится шире. К этому времени, например, относится редкий по материалу сосуд, найденный под Севастополем в могильнике Бельбек IV. Его мелкозернистый гипс чистейшего белого цвета насквозь пронизан мельчайшими таблитчатыми кристаллами гипса. Зная, как легко заменить не годный в дело кусок гипса другим и насколько редки подобные образования, нельзя не видеть в обращении к этому материалу особый замысел художника. Не иначе как происходила смена восприятия красоты камня. Другой сосуд того же времени был найден в Ольвии. Здесь в белом сахаровидном мелкозернистом гипсе заключены крупные тёмные вкрапления листоватого гипса. С одной стороны, они портят вид сосуда, но, с другой стороны, вызывают к нему особое внимание. Очевидно, поблёскивание гипсовых листочков на стенке сосуда показалось мастеру привлекательнее традиционной чистоты поверхности.
( по В.Б.Семёнову ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий