В этом противодействии местного дешёвого материала модному и, несомненно, более выигрышному привозному кальциту гипс мог легко остаться на ролях, которые ему были отведены в конце XIX - начале XX века. Мог. Но не остался! Подтверждение этого находим в V - VI вв. до н.э., в двух направлениях его обработки. Одно осталось в русле несколько упрощённых форм. Оно опускает алабастры на землю ( обычно они подвешивались ), меняет их силуэт, уменьшает диаметр венчика, вводит плоское донышко и отделяет его от тулова неглубокой выкружкой, явно противопоставляя импортным кальцитовым алабастрам. В качестве прототипа берутся простые, неприхотливые по силуэтам деревянные формы: ими могли быть подсказаны силуэты небольших пиксид из собрания Эрмитажа.
Другое направление, освоившись с новым материалом, вступает в спор с самыми изысканными формами, стремясь стать конкурентноспособным, противостоять импорту, завоевать внешний рынок. Ему принадлежат великолепные гипсовые алабастры токарной работы из некрополя Пантикапея ( IV в. до н.э. ): изящной сигаровидной формы, с тонкими пластинчатыми венчиками, чётко и верно посаженными штришками-ручками. По совершенству пропорций, чистоте материала, по строгости отбора камня они не только не уступают привозным кальцитовым алабастрам, но легко могут быть спутаны с ними.
Существует предположение, что такие алабастры могли выделывать во Фракии, откуда в Боспор в большом количестве ввозилось благовоние из столепестковых роз - особой гордости города Троила.
Алабастры городов-колоний Северного и Северо-Западного Причерноморья, курганов скифской эпохи ( Чигиринского, Карагодеуашха ), знаменитый кубок с крышкой из второго Семибратнего скифского кургана, канфары из Големат-могилы, раскопанной на территории Болгарии, разнятся от последующих алебастровых изделий своей приверженностью к строгой, если не сказать академической красоте, к чистоте и белизне гипса.
( по В.Б.Семёнову ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий