среда, 18 января 2023 г.

История янтаря ( шестнадцатое упоминание ).

     Шестнадцатый век характеризуется религиозным расколом, вызванным Реформацией. В 1517 году Мартин Лютер вывесил на двери церкви в Виттенбурге 95 тезисов против продажи индульгенций, а через восемь лет гроссмейстер Тевтонского ордена Альберт Гогенцоллерн принял лютеранство. Он провозгласил себя герцогом Пруссии и занялся умножением богатств своего двора в Кенигсберге.

     В 1533 году герцог передал право торговли янтарём Паулю Яски из Данцига, который начал развивать торговлю янтарём по всей Северной Европе, включая такие города, как Кенигсберг, Аугсбург, Бреслау, Любек, Антверпен и т.д., за исключением своего родного города. Иногда Яски продавал янтарь в цеха города Данцига, но взаимоотношения между ними не были дружественными.

     В XVI веке были основаны и другие цеха - в Кослине и Кольберге в Померании и в Эльбенге, но на передний план выдвинулся город Кенигсберг, имевший развитые ювелирные традиции и пользовавшийся покровительством двора. Конкуренция Кенигсберга, хотя в то время там отсутствовал свой цех, была так велика, что в середине 80-х годов XVI века был создан Союз янтарных цехов, объединивший города Кольберг, Столп, Данциг и Эльбинг с центром в Данциге. Но с ростом влияния лютеранства в Северной Европе потенциальные возможности сбыта чёток и других предметов религиозного культа снизились. Кенигсберг был лютеранским, и там впервые стали изготавливать предметы из янтаря нецерковного значения, главным образом сосуды с крышками. Это были закрытые сосуды на тонких ножках с основанием из янтаря, украшенные круглыми янтарными "шишечками".

     Семья Яски имела крепкие деловые связи в Антверпене и сохраняла монополию торговли янтарём в районе Балтики с середины XVI века до середины XVII века. В течение этого периода отмечались раздоры между добытчиками сырья и производителями изделий. В 1580 году по всему побережью были построены виселицы, чтобы положить конец воровству янтаря.

     Сосуды с крышками обычно делали в Кенигсберге. Их украшали не только круглыми "шишечками", но и металлическими узорами, белым костяным янтарём или сепиолитом. Примерами подобных изделий являются: сосуд с крышкой, датируемый 1560 годом, сделанный в Любеке ( Любекский музей ); закрытый сосуд с гербом короля Польши Сигизмунда III; ваза, изготовленная в Кенигсберге в 1590 году и два одинаковых кубка с крышками ( музет Мюнхена и Касселя ).

     Одним из первых изделий, которые можно точно датировать, является комплект из 18 тарелок, выполненных из позолоченного серебра и янтаря кенигсбергским мастером Стенцелем Шмидтом и ювелиром Андреасом Книфелем. Эти тарелки были сделаны по заказу Георга Фридриха фон Ансбаха, регента Пруссии. 

     Тем временем в странах, не затронутых Реформацией, по-прежнему были популярны янтарные чётки и фигурки, изображающие святых. Первые со времени падения Римской империи книги, посвящённые янтарю, появились в XVI веке. Это был период развития международных связей. Семья Яски начала вести торговлю с Турцией и Индией, а в середине XVI века армянские купцы совершали путешествия в Кенигсберг и меняли ковры на необработанный янтарь.



( по Э.Фракей ).

Комментариев нет:

Отправить комментарий