Наибольшей славой на протяжении многих веков пользовался гипс Италии. Описания мелкозернистого, плотного, полупрозрачного гипса Тосканы и Сицилии были хрестоматийными примерами в рассказах XVI - XVIII вв. об алебастре. "Из Неаполитанского королевства, - сообщал "Всемирный Путешествователь", - вывозят за границу вазы, табакерки, столики, делаемые из прекрасного сицилийского алебастра". В Тоскане, основываясь на древних этрусских традициях, и поныне ведётся добыча и обработка гипса. Уже в Средневековье разносчики гипсовых изделий рассылались отсюда по многим землям, вплоть до Индии. Во второй половине XIX века обработкой гипса здесь занималось около семи тысяч человек.
Гипс Тосканы украшал дворы Испании, Франции, Англии, Германии. Кабинет для хранения драгоценностей итальянской работы XVI века, украшенный расписным, местами с позолотой, гипсом можно видеть в Москве.
С XVIII века итальянский гипс пробивает дорогу в Россию. В 1719 году Ю.Кологривов выслал из Италии Петру I в партии работ из мрамора несколько резных гипсовых работ. "Бюст и голову алебастровые", "Терлеин из алебастра". Стоимость каждой вещи определялась в 85 ефимков. Некий польский дипломат, восхищавшийся в 1720 году обилием привозного камня в Санкт-Петербургских садах, с изумлением писал: "...Даже целая беседка из алебастра и мрамора привезена из Венеции для сада, расположенного у самой реки между каналами".
С итальянским гипсом можно встретиться в павловским дворце. Гипсовые фонари работы XVIII века украшают кабинет Марии Фёдоровны, гипсовые люстры в форме плоских чаш висят на цепях в Греческом зале. В самых совершенных формах итальянский гипс конца XVIII века представлен парными вазами-кратерами Эрмитажа. История их неизвестна. Но можно предположить, что они попали в Россию с большой коллекцией, купленной в 1791 году в Вене у Карла Менетти для князя Потёмкина-Таврического. Коллекцию привезли в екатеринославскую усадьбу князя, когда из С.-Петербурга получили известие о его смерти. По распоряжению Екатерины II ценности были перевезены в столичную резиденцию Потёмкина - Таврический дворец. Всё лучшее из этой коллекции Екатерина выкупила у наследников. Среди приобретённых ею вещей значились "четыре прозрачные вазы алебастровые" стоимостью 675 рублей - столь большая цена для резного гипса выдаёт большую художественную ценность, каковой действительно обладают эрмитажные вазы-кратеры, исполненные талантливыми мастерами Тосканы.
( по В.Б.Семёнову ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий