В 1872 - 1874 гг Кимберли и близлежащие шахты дают Южной Африке более одного миллиона каратов в год. На алмазных рудниках трудится пёстрый люд: буры, туземцы, бывшие чёрные рабы, отчаянные сорвиголовы со всех четырёх концов света. По мере того, как карьер "Биг Хоул" углубляется в твёрдую голубоватую материнскую породу, способы добычи алмазов становятся всё более примитивными и опасными.
Задачей первого Бюро по охране шахт стало предотвращение рисков посредством общих вкладов. Старатели организовали профсоюзы; появлялись новые акционерные общества, которые финансировали покупку громоздкого оборудования, необходимого для доставки кимберлита на поверхность. Никогда ещё в Южной Африке не было добыто столько алмазов, никогда ещё европейские гранильщики не получали так много заказов.
Однако, в середине 1870-х популярность южноафриканских месторождений пошла на убыль, и вплоть до 1894 года рынок алмазов пребывал в кризисе, сопровождавшемся колоссальным сокращением спроса и падением цены необработанных алмазов на 60 %. В Кимберли и соседних районах старатели в спешке продавали свои участки в обмен на акции новых компаний.
Именно в эту пору англичанин Сесил Родс, сын пастора из Стаффордширской епархии, приехавший в Кейптаун лечить лёгкие, основал свою империю. Вначале он покупает шахту "Де Бирс", затем за двенадцать лет прибирает к рукам французскую горную компанию в Капской провинции и, наконец, рудник в Кимберли, которым владели четыре акционерным общества, в том числе компания его английского конкурента Барни Барнато.
( по П.Вуайо ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий