В первой половине 50-х годов Оберюхтиным сделаны десятки ларцов, шкатулок, письменных приборов, несколько пар ваз. Лучшими среди них были: десятипредметный письменный прибор 1950 года, второй экземпляр его, сделанный в 1952 году, хранится в Уральском геологическом музее ( оба прибора выполнены по рисункам Черемискина при участии ювелира И.Велихова ); пара малахитовых ваз среднего размера, яйцевидной формы с ручками из золочёной латуни, оконченных к марту 1952 года; богатый ларец, сделанный в 1954 году, - ларец убран накладным золочёным металлом, украшен крупным, нежного голубого тона гранёным волынским топазом, ключик ларца позолочен и густо усеян золотисто-зелёными хризолитами.
Позднее, в 1956 году, несколько упрощённая форма ларца 1954 года ляжет в основу типовых ларцов, какие выпускались для продажи на внутреннем рынке. Они имели размер 9,5*21*13 см, мозаика набиралась на стальной каркас, украшалась золочёной латунью, в ключик ларца вставлялся синтетический рубин, а накладной золочёный металл замковой части осыпался "искрой" горного хрусталя. Внутри ларец отделывался красным бархатом. В мае 1956 года один из таких типовых ларцов демонстрировался на выставке в Греции.
Известен был Оберюхтин и как реставратор. В 1957 году по приглашению главного хранителя Эрмитажа В.П.Кипарисова он работал над реставрацией нескольких малахитовых ваз, пострадавших в годы войны. Им же были реставрированы вазы Уральского геологического музея.
Предание соединило имя практика малахитовой мозаики Оберюхтина с именем поэта малахита Бажова. Оно сблизило их, сделало добрыми знакомыми. Но, оказывается эти два истинных малахитчика никогда не были лично знакомы.
В 1959 году, на шестьдесят первом году жизни А.Н.Оберюхтин скончался. Последними его работами стали небольшая изящная малахитовая вазочка на пьедестальчике и три ларца старинного фасона, удостоенные медали Всемирной выставки 1958 года в Брюсселе.
( по В.Ю.Семёнову ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий